Размышления над спектаклем и не только
Цепь брака настолько тяжела, что нести
ее приходится вдвоем, – иногда втроем.
Александр Дюма
Хорошо тому мужчине, которого любят женщины. Гораздо хуже тем, кого любят много
женщин. А если еще при этом эти женщины не только хороши собой, но и обладают массой
положительных черт при наличии легко поправимых отрицательных. Именно такую, казалось
бы, невероятную и фантастическую ситуацию и показали артисты харьковского театра «Может
быть» одесскому зрителю в спектакле «Историю любви» по пьесе лауреата Нобелевской
премии по литературе Исаака Башевис-Зингера в рамках Фестиваль театров ВОЗЛЮБИ в
помещении Одесского русского драматического театра имени Иванова.
Перед нами проходит вроде бы банальная история – женатый на невзрачной внешне
,любящей, доброй и заботливой, но не знакомой с философией Шопенгауэра и тонкостями
английского языка женщине Ядвиге, встречает другую – полную противоположность как в
интеллектуальном плане, так и выросшую в приличной еврейской семье красавицу Марию, у
которой, ко всем прочим достоинствам, оказалась еще и мудрая и почти ненавязчивая
(оказываются, попадаются изредка и такие) еврейская мама. Невеста разводится с недостойным
предыдущим мужем и венчается с нашим героем. Наш Герман (не путайте с известным
картежником) долго не может определиться, «порхая» от одной жены к другой. Ядзя в годы
войны прятала Германа от нацистов и спасла этим его жизнь. А тут еще неожиданно
объявляется первая жена Тамара, с которой брак еще не расторгнут.
Действие происходит в США, где отнюдь не приветствуется двоеженство, не говоря уже
о троеженстве. Бедный герой даже в предновогоднюю ночь мечется с бутылкой шампанского
между женами, поочередно поздравляя их с предстоящим праздником. Он вспоминает, что
забыл закрыть свой книжный магазин и идет исправить оплошность. Но и тут его подстерегает
«опасность» в виде огненно-рыжей темпераментной фурии, которая тоже не менее резко хочет
выйти за Германа замуж. Он пытается несколько секунд сопротивляться, но крепость сдается на
милость победительницы. Бедная жертва насилия и соблазнения только успевает вскрикнуть
«Что они все во мне такого находят?» и уступает напору. Но выбор все-таки необходимо
сделать в любую сторону. Неожиданно для всех происходит метаморфоза с вроде бы
неприметной и не яркой Ядвигой – ну прямо в стиле незабвенной Калугиной из киноклассики –
перед нами предстает красавица-интеллектуалка с новой прической и новым имиджем. Она
даже овладела философией и мудростью Торы. А самое главное – выясняется, что она ждет от
героя ребенка. И он делает свой выбор.
Вот такая непритязательная коллизия, просто блестяще исполненная театральной
труппой. Трудно даже выделить лучших актеров – все на своих местах и в своей ипостаси. А
может действительно бывает и так в жизни? Чего только не бывает не только на сцене, но и в
реальности? Может и правы были классики марксизма-ленинизма, пытаясь убедить всех нас,
что количество неизменно переходит в качество? Над этим стоит задуматься! Но перед эти
посмотреть этот замечательный спектакль в данном великолепном исполнении!
Леонид Кучеренко