В 2019 г. крупнейшим портом по объему импорта нефтепродуктов стала Одесса, нарастив перевалку втрое — до 233 тыс. т. Об этом сообщили в «Консалтинговой группе А-95» со ссылкой на данные собственного исследования.
За 12 месяцев 2019 г. через одесские нефтеперевалочные комплексы, контролируемые группой «Приват», на рынок поступило 201,5 тыс. т дизельного топлива, или 29% от всего объема морского импорта этого вида топлива, и 31,5 тыс. т сжиженного углеводородного газа (54%). По сравнению с предыдущим годом, импорт ДТ через Одессу вырос в 2,6 раза, СУГ — в 14 раз.
На втором месте остается перевалочный терминал «Стивидоринг и К» в порту «Пивденный». В 2019 г. импорт через него составил 203 тыс. т. По сравнению с 2018 г. объем поставок через этот терминал упал на 37% в первую очередь за счет многократного снижения морских поставок авиакеросина в Украину. Так, за 12 месяцев 2019 г. через терминал «Стивидоринг и К» был оформлен импорт 191 тыс. т ДТ (27% от общего импорта ДТ по морю) и 11,8 тыс. т авиакеросина (28%).
С первого на третье место опустились нефтеперевалочные комплексы в порту Николаев. Через нефтепродуктовую перевалку «Ойл Трансшипмент» на рынок поступило 100,5 тыс. т ДТ, 30,9 тыс. т авиатоплива и 4,8 тыс. т бензина. Также находящийся в порту Николаев комплекс по перевалке СУГ принял 23,2 тыс. т газа.
Объем импорта нефтепродуктов в разрезе портов и видов топлива в 2019 г., тыс. т
Порт | Вид нефтепродукта | всего | |||
ДТ | Бензин | РТ | СУГ | ||
Одесса | 201,5 | 31,5 | 233 | ||
Южный | 190,9 | 11,8 | 202,7 | ||
Николаев | 100,5 | 4,8 | 30,9 | 23,2 | 159,4 |
Херсон | 146,9 | 146,9 | |||
Запорожье | 37,1 | 37,1 | |||
Измаил | 13,8 | 1,5 | 3,6 | 18,9 | |
Другие | 11,1 | 4,1 | |||
Всего | 701,7 | 6,3 | 42,7 | 58,3 | 802 |
Как сообщалось, в 2019 г. объем рынка моторного топлива вырос на 7%, до 10,9 млн т, что является максимальным значением с 2008 г., когда перед мировым финансовым кризисом он достигал 11,65 млн т.
Драйвером роста остается ДТ и автогаз. За год рынок ДТ увеличился на 7% (на 471 тыс. т), до 7 млн т, газа (без учета сырья для нефтехимии) — на 11% (на 195 тыс. т), до почти 2 млн т. Объем рынка бензина прекратил трехлетнее снижение, показав рост на 1,3% или 25 тыс. т.
Отметим, что из 471 тыс. т прироста объема рынка ДТ, примерно 300 тыс. т обеспечены за счет ликвидации «керосиновой схемы», когда в дизельное топливо подмешивалось авиационное, акцизный налог на которое в семь раз ниже.
Источник: Enkorr