4 ноября в культурной жизни нашего города произошло знаковое событие – в нашем очень театральном городе родился новый театр. Многие театралы и просто любители театра еще долго будут называть его по-старому «Дом клоунов», он будет работать в старых стенах, да и актеры в нем останутся прежними и горячо любимыми.

И репертуар театра мало изменится, но театр уже станет немного другим, необычным и непривычным. Театр как-то быстро «повзрослел» и стал серьезней, не теряя своего юмористического лица.
В этот день зрители, пришедшие на новый спектакль «Масок» Одесский подкидыш» по пьесе Георгия Голубенко увидели нечто для многих неожиданное – добрую, лирическую и весьма грустную комедию-притчу о человеческом одиночестве и о любви, которая может воистину творить чудеса. Тема вроде не новая, но увидеть ее воплощение в исполнении мастеров гэга, гротеска, гиньоля и буффонады было необычным и непривычным. Возможно, не всем зрителям это новое обличье любимцев публики понравилось. Не привыкли мы к смеху сквозь слезы. А ведь многие мастера и даже гроссмейстеры юмора часто были грустными и печальными и дарили читателям не только смех, но и «невидимые миру слезы». Это и фривольный, балансирующий на грани приличия Ги де Мопассан, и пугающий читателя страшными сказками Николай Гоголь, и ироничный Саша Черный, и ставший классиком при жизни Роальд Даль, и радостный оптимист О.Генри, и невыносящий пижамы и домашние тапочки всегда застегнутый на все пуговицы Антон Чехов, и поэт местечек Шолом-Алейхем, и гроссмейстер стихотворных миниатюр Владимир Вишневский, и «великие в малом» афористы Ежи Лец, Константы Галчиньский и Михаил Генин. В этом славном ряду далеко не последнее место заслуженно занимает наш земляк драматург Георгий Голубенко.
Я помню его еще как одну из «голов» трехголового «дракона» одесского КВН Сущенко-Голубенко-Хаит и примкнувшего к ним Кнеллер. Потом они написали знаменитые «Старые дома», потом Георгий написал блестящий сборник прозы «Рыжий город», ставший основой сценария лучшего, по моему дилетантскому мнению, фильма об Одессе «Улыбка бога», в котором была показана таки настоящая Одесса, говорящая на настоящем одесском языке, а не на «волапюке», сконструированном Бабелем, не говоря уже о пресловутой «Ликвидации», не к ночи будь упомянута. Георгий Голубенко умеет писать смешно и одновременно грустно. Он даже не боится затрагивать в своих произведениях такую «табуированную» для юмора тему, как смерть. Если в упомянутом фильме герой Армена Джигарханяна только готовится умереть, а герой романа Карцева разговаривает с покойной женой, как с живой, то в пьесе «Одесский подкидыш» главный герой умирает, видит пресловутый «свет в конце туннеля» и возвращается. Это непривычно для зрителя, ждущего привычных «гэгов» в исполнении любимых артистов. Есть в спектакле и «гэги», в зале часто звучит искренний смех зрителей. Но он сменяется задумчивостью и даже грустью. И эти такие разные эмоции вызывают артисты театра. Именно в этом и заключается настоящее мастерство артиста, способного сыграть любую роль.
Как всегда блестящ и неистощим на выдумки Борис Барский, несколько необычен Георгий Делиев в роли маргинала-уголовника, не только «ботающего по фене», но и говорящего тихо и робко, даже иногда растерянно. Артист нашел в персонаже не стереотип, а человека, ставшего жертвой обстоятельств, который не может найти свое место в жизни и хватается за возможность, говоря современным языком, легко «срубить бабло». Но в данном спектакле главную роль играют не привычные «фронтмэны», а Наталья Бузько. Именно она создает самый глубокий, многоплановый и развивающийся по ходу пьесы образ. По аналогии с миром насекомых, сначала она – «гусеница» – бесцветная, бесформенная и совершенно непривлекательная внешне женщина, давно махнувшая рукой на свое женское счастье и смотрящая на мужчин, как на чуждых ей «инопланетян», потом поцелуй персонажа Делиева, далеко не сказочного принца, пробуждает в ней женщину, «куколку». Оказывается, она может кому-то нравиться, она способна любить и ее могут любить! И пусть ее полюбил маргинал-неудачник, не красавец, «не академик, не герой, не мореплаватель, не плотник», но она для него желанна, она им любима, именно им! Она вдруг почувствовала себя женщиной, женой, матерью. И эта «проснувшаяся» в ней женщина буквально выплескивает накопившуюся и нереализованную любовь, нерастраченную нежность, ласку и страсть. И в финале пьесы она – уже прекрасная «бабочка», будущая мать, прекрасная в своем материнстве и женственности. Ведь предназначение женщины – это не гитлеровские «три К», не пролетарское «товарищ по борьбе», и даже не блестящая карьера, а простые радости любви, семьи и материнства. И это счастье женщины так и читается на лице Натальи Бузько. И решен это образ намного сильнее, чем образ знаменитой Калугиной из рязановского фильма.
Возможно, пьеса Георгия Голубенко будет «первой ласточкой» «немасочных» пьес в театре «Масок». Пусть репертуар этого замечательного театра станет еще разнообразней и «многоплановей», это пойдет театру только на пользу. У входа в театр висит табличка «Посольство юмора в Одессе». Может, стоит подумать о замене таблички на «Посольство хохмы в Одессе». Для тех, кто не знает, слово «хохма» в переводе с иврита означает «мудрость», а не просто что-то очень смешное. Смех, он ведь разный бывает.

Леонид Кучеренко

фото - Кристина Крыжановская

 

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee