Рынок недвижимости столкнулся с существенным падением спроса в марте и проседанием в апреле. Больше всего пострадало жилье масс-маркета: традиционный эконом-сегмент и комфорт старого образца, построенный более, чем 5 лет назад, уже со скрипом может привлечь покупателя.

viktoriya bereshchak

Во-первых, часть спроса потеряла платежеспособность и отложила покупку. А другая просто переориентировалась и подняла градус своих требований по части инфраструктуры в проекте и вне его территории.

Теперь, чтобы продать квартиры, придется инвестировать в пространство вне их стен: места общего пользования, причем обязательно с грамотным разведением потоков, социально-бытовую и коммерческую инфраструктуру, публичные пространства и лаунж-зоны, рекреационную и социальную функцию жилья.

Это выливается в дополнительную копейку и, разумеется, ведет к повышению ценника на жилье. Комфорт стоить дешево не может. Тут приходится выбирать и чем-то жертвовать.

Именно поэтому я всегда говорю, что спрос на первичном рынке жилья и ценообразование в ЖК — весьма индивидуальные показатели, которые зависят как от общерыночных факторов и экономической ситуации, так и от «внутряков» компании и объекта.

Для системных игроков апрель и май оказались уже достаточно удачными. К примеру, Интергал-Буд зафиксировал рост продаж на 20% в апреле и увеличил этот показатель в мае.

Покупали квартиры в разных комплексах компании, что, как по мне, показательный момент о сегменте, который востребован, и значимости концепции проекта.

Saga Development рассказала о существенном росте спроса на свой проект с эко-концепцией в черте мегаполиса: людям приглянулась возможность жить в окружении зелени, выращивать фрукты-овощи на ферме и в то же время пользоваться транспортной инфраструктурой города.

С ослаблением карантина спрос на жилье начал ползти вверх. Об этом заявили многие игроки. Вполне вероятно, что к осени у концепций многофункциональных комплексов, эко-проектов, форматов «город в городе» показатели спроса превысят докризисный период марта и будут расти.

тоимость квадратного рынка в ликвидных проектах, где есть положительная динамика строительства, живой интерес, конвертируемый в сделки, будет расти как минимум в 1,5-2 раза быстрее общерыночной.

При этом общерыночная, судя по тому, что мы видим, будет дорожать в пределах 1-3% в месяц, так как инфляция, удорожание стройматериалов и строительно-монтажных работ, а также другие затраты застройщика напрямую влияют на цену.

Затраты также вырастут у тех, кому нужно будет ускорить темпы строительства. Потянут вверх цены, прежде всего, отделочные, фасадные работы, а также монтаж инженерных коммуникаций. Работа монолитчиков и каменщиков тоже внесет свою лепту.

Вместе с тем, никто не может поднимать стоимость в ситуации провисающего спроса и недостаточной покупательской активности. Повышение цены квадратного метра будет поэтапным и контролируемым.

Есть нормальная динамика строительства и результаты — растет спрос — есть покупатель — по мере готовности объекта увеличивается цена. Кто строит и создает стоящие концепции, своего не упустит. Другим же придется очень быстро менять свой взгляд на девелопмент жилой среды.

Автор: Виктория Берщак,

"The Page"

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee