Уже шестой месяц экономика Украины, бизнес и простые украинцы страдают от введения «антикоронавирусного законодательства». Целые отрасли экономики стагнируют, а компании банкротятся и ликвидируются в результате действия карантинных ограничений. Но законно ли введение/действие карантина, а также привлечение за него к ответственности?

karantin2

Кабмин принял очередное постановление, которым продлил действие карантина до 31 августа 2020 года.

Украина по регионам разделена на «зеленый», «желтый», «оранжевый» и «красный» уровни эпидемической опасности распространения COVID-19.

Нарушителей правил карантина ждут штрафы и уголовная ответственность. За нарушение режима должностных лиц субъектов хозяйственной деятельности будут привлекать к ответственности. Предписания статьи 325 УК предусматривают ответственность за нарушение санитарных правил и норм по предотвращению инфекционных заболеваний.

Кроме того, ст. 137 УК Украины предусмотрена ответственность и обязанности граждан по охране жизни и здоровья детей.

Также Кодекс об административных правонарушениях дополнен новой статьей 44-3, устанавливающей ответственность за нарушение правил карантина людей.

Но при этом привлечение к административной ответственности нереально, и лишь теоретически возможна уголовная ответственность.

И все потому, что введение карантина в Украине является дополнительной мерой в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения (не путать с чрезвычайной ситуацией). И только в случае введения в Украине или в отдельных ее местностях режима чрезвычайного положения.

Главный государственный санитарный врач Украины вносит обоснованное представление в центральный орган исполнительной власти, обеспечивающий формирование государственной политики в сфере здравоохранения, для принятия решения об обращении в Кабмин с предложением об установлении карантина с целью защиты населения от инфекционных болезней.

Важно знать, что представление Ляшко В. К. (относительно установления карантина) министру здравоохранения Емцу И. М. было подано 10 марта 2020 года (то есть до назначения его на должность заместителя министра здравоохранения Украины — главного государственного санитарного врача Украины соответствующим распоряжением КМУ от 11 марта 2020 № 229-р).

Принимая во внимание официальные сведения, опубликованные на сайте КМУ, 11 марта 2020 года заседание не состоялось. Следовательно, постановление №211 «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19» не имеет никакой юридической силы так же, как и все последующие постановления и распоряжения.

Согласно действующему законодательству, важным является то, что в любом случае все без исключения обязательные санитарные и противоэпидемические мероприятия, обусловленные карантином (а сам карантин установлен постановлением № 211 «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19»), являются исключительно дополнительными мерами режима чрезвычайного положения, введенного в Украине или в отдельных ее местностях.

Это, безусловно, свидетельствует о том, что привлечь любого гражданина Украины к административной или уголовной ответственности возможно только в случае нарушения правил карантина, предусмотренных законом Украины № 1550-III «О правовом режиме чрезвычайного положения», а не в случае нарушение любого другого закона, включая закон «О защите населения от инфекционных болезней».

Констатируя сегодня отсутствие введенного и действующего в Украине правового режима чрезвычайного положения, а также тот факт, что постановление «О предотвращении распространения на территории Украины коронавируса COVID-19» не имеет юридической силы, ни одно должностное или служебное лицо Нацполиции, ни один суд не имеют никакого права даже намекать на нарушение правил карантина и составлять протоколы, как и рассматривать дела о привлечении к административной или уголовной ответственности.

Во всяком случае, пока надлежащим образом законодательно данный вопрос не будет урегулирован как относительно установления карантина, так и в вопросе установления четкого правового механизма привлечения к ответственности.

Автор: Александр Таламанчук, адвокат.

Источник: "The Page"

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee