Такие нововведения значительно повлияют на начало течения сроков в рамках судопроизводства Украины, ведь, например, срок на обжалование судебного приказа начнет исчисляться независимо от ознакомления лица с текстом документа.

babushki it

16 июля в Верховной Раде зарегистрировали два законопроекта — № 3861 — о присвоении адреса, и № 3860 — об обеспечении использования электронного адреса.

Проекты предлагают присвоить украинцам официальные электронные адреса, на которые будут поступать письма от госорганов. Сообщения будут считаться официально врученными, несмотря на факт ознакомления с ними.

И может ли электронное письмо считаться официальным документом, а его отправка — вручением? Какие риски несет такая инициатива?

Цифровое государство и государственные услуги онлайн — это то, к чему идет Украина последние годы.

За короткий промежуток времени уже создано профильное Министерство цифровой трансформации, портал и приложение «Действие», «Электронный суд» и внедрено много положительных изменений на пути к цифровизации и уменьшение бюрократии.

Поданные 16 июля законопроекты призваны усовершенствовать и оптимизировать официальное общение государственных органов с юрлицами и гражданами. Ими предлагается установить обязанность для каждого юрлица, физлица иметь официальный электронный адрес.

Он автоматически будет присваиваться при первой регистрации или при очередном внесении изменений в сведения, содержащиеся в Едином госреестре юридических лиц, физических лиц — предпринимателей и общественных формирований.

Гражданам же предлагается присваивать официальные электронные адреса во время первой выдачи паспорта, его замены или по их собственному заявлению.

Представляется нелогичным использование в тексте законопроектов словосочетания «по желанию» относительно добровольности присвоения адресов гражданам, ведь местами это прямо противоречит основной сути будущей нормы.

Поэтому невозможно определиться, что предлагается — добровольное или обязательное получение официальных email гражданами. Интересно и то, что в добровольный способ инициаторы законопроекта предусмотрели лишь процесс их получения, но не процесс отказа.

А в случае обязательности получения не предусмотрены процедуры решения вопросов с элементарным отсутствием у многих людей доступа к Интернету (жителей сел/поселков, малообеспеченных людей).

Также одним из законопроектов устанавливается обязанность указывать официальный электронный адрес при подаче процессуальных документов в хозяйственных и административных судах.

Есть упоминание об указании официального электронного адреса только при наличии такового, кроме требований к заявлению о выдаче судебного приказа, где такое упоминание отсутствует.

Это положение в случае его принятия в таком виде значительно ограничит доступ к правосудию тем лицам, которые не успеют заблаговременно получить официальный электронный адрес.

Сами законопроекты призваны уменьшить затраты государственных органов на печать документов и рассылку почтовой корреспонденции.

Для этого в них включены наиболее интересные пункты, позволяющие государственным органам отправку документов на официальные электронные адреса граждан и юрлиц без обязанности дальнейшего вручения им бумажной версии документа.

А моментом вручения направленного документа будет считаться момент получения письма на электронный адрес, то есть подтверждение ознакомления адресата с текстом документа будет ненужное.

Такие нововведения значительно повлияют на начало течения сроков в рамках судопроизводства Украины, ведь, например, срок на обжалование судебного приказа начнет исчисляться независимо от ознакомления лица с текстом документа.

На начальном этапе предлагается разрешить обмен документами посредством официальных электронных адресов только в хозяйственном и административном процессах, а также во время исполнительного производства.

Однако проектами законов не исключается возможность дальнейшего введения таких процедур официальной переписки и в другие сферы — в уголовном производстве, в гражданских отношениях и других.

Кроме всего прочего, вопросы вызывает и то, что инициаторы законопроектов не указали важные нюансы.

В частности, неизвестные почтовые сервисы, на которых будут автоматически создаваться официальные электронные адреса (ukr.net, gmail, yahoo и др), обеспечение их безопасности и возможность пользования электронной почтой не только для официальной переписки.

Проблемой может стать использование гражданами почтовых сервисов со слабой защитой от взломов, без обеспечения конфиденциальности или с серверами, которые находятся вне Украины.

Кроме того, отсутствие любых ограничений относительно тех, кто может отправлять сообщения на официальные электронные адреса, может привести к привычной ситуации — их заспамлению рекламой, что значительно уменьшит шанс увидеть важное сообщение, однако увеличит риск получить вирус.

Как и с порталом «Дія», скорее всего, идея официальных email была взята у одной из самых прогрессивных стран в сфере цифровизации и дебюрократизации государства — Эстонской Республики.

Однако эстонская власть подошла к этому вопросу значительно комплекснее. Все серьезные проблемы наших законопроектов там решили кардинально просто:

  • получение официального электронного адреса является добровольным, и от него можно всегда отказаться;
  • официальные электронные адреса создаются только на государственном портале eesti.ee (аналог украинского портала «Дія»);
  • установлен ограниченный круг лиц, которые могут отправлять на официальные электронные адреса свои письма;
  • письма считаются полученными адресатом только после их открытия, пересылки или загрузки документа из них.

Не следует забывать о том, что эти законопроекты могут и должны претерпеть значительные изменения и дополнения в процессе их рассмотрения и анализа Верховной Радой.

Кроме того, не следует исключать, что они могут пойти путем похожего законопроекта, который подавался Владимиром Гройсманом еще в конце 2017 года. После двух лет нахождения в ВР он был автоматически удален.

Бесспорно, вводить институт официальных электронных адресов в Украины нужно. Движение на пути к уменьшению бюрократических процедур и перевод большинства государственных услуг в онлайн — это положительное и нужное движение, но каждый шаг должен быть комплексно проанализирован и четко прописан.

Автор: Денис Шевченко,

Член Ассоциации юристов Украины,
помощник адвоката по уголовным делам АО «AVER LEX»
 
Источник: "The Page"

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee