Введены в Украине ограничительные меры для борьбы с распространением коронавирусной болезни нанесли ущерб тысячам компаний.Пострадали все: аграрии, ритейлеры, заведения общественного питания, культуры, гостиницы, перевозчики, туристический, консалтинговый бизнесы и многие другие.

ubytki

Убытки украинских ТРЦ за время карантина исчисляются миллиардами гривен. Так, по данным СМИ, владельцы ТРЦ понесли убытки на 7 млрд грн.

Арендаторы торговых площадей не получили около 50 млрд грн. Убытки аэропортов, перевозчиков (авиа-, железнодорожных, коммунальных) тоже исчисляются миллиардами.

Аграрии просят возместить им убытки из-за потери весеннего урожая и невозможности реализовать выращенную в прошлом году продукцию. Государственной поддержки почти нет. Введены налоговые льготы не спасают. Налоги платить некому, зарплату – ничем.

Кто возместит бизнесу причиненные ему убытки?

Есть ли шансы взыскать убытки с государства?

То, насколько обоснованными являются все введенные ограничения – вопрос открытый. Особенно после публичных признаний главного государственного санитарного врача о том, что запрет посещения парков вводился не для воздействия на эпидемиологический процесс, а для психологического воздействия на население.

Возможность возместить причиненные карантином убытки за введенные ограничения и запрет ведения хозяйственной деятельности может появиться в случае признания незаконным и отмены постановления Кабмина № 211 от 11 марта 2020 года, которым и был введен карантин. И в Украине уже подано более 20 исков с такими требованиями.

сли будет удовлетворен хотя бы один из них, у бизнеса появятся основания требовать от государства возмещения причиненного ему вреда.

Так, действующим законодательством Украины предусмотрено, что государство возмещает убытки, причиненные лицу в результате принятия органом госвласти нормативно-правового акта, который был признан незаконным и отменен.

На первый взгляд, признание незаконным и отмена постановления правительства об установлении карантина является весьма вероятным вариантом развития событий.

Во-первых, согласно определенной в статье 29 Закона «О защите населения от инфекционных болезней» процедуре, установлению карантина должно предшествовать представление главного государственного санитарного врача Украины.

Ранее в публичном информационном пространстве была распространена информация, что такого представления не было, что уже указывает на нарушение процедуры.

Во-вторых, вызывает сомнение и конституционность введения карантинных ограничений без введения чрезвычайного положения. Так, согласно статье 64 Конституции, гарантированные Конституцией права человека могут быть ограничены лишь в условиях военного или чрезвычайного положения.

Тогда как Конституция гарантирует не только свободу передвижения, но и право на предпринимательскую деятельность, право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью.

Нужно сказать, что за рубежом уже есть опыт признания незаконными введенных государством ограничений.

Так, в Румынии суд признал неконституционным введенное президентом чрезвычайное положение (а, следовательно, и все введенные им ограничения), в Чехии – незаконным закрытие магазинов и запрет передвигаться по стране, в Боснии и Герцеговине – незаконным запрет на передвижение.

Основанием для таких решений стало нарушение процедуры и несоответствие конституции.

Какова процедура возмещения ущерба?

В случае признания судом постановления правительства об установлении карантина незаконным и его отмене для получения возмещения ущерба лицу, которое понесло убытки, надо будет обращаться в суд и доказывать свои убытки в суде.

Сама по себе отмена постановления не порождает обязанности государства что-то кому-то выплатить. Те, кто не обратятся в суд, скорее всего, ничего и не получат.

На какую сумму ущерба можно рассчитывать?

Размер убытков, понесенных из-за карантина, нужно определять в каждом индивидуальном случае. Ресторан, который не работал из-за карантина, понес одни убытки, а авиакомпания, которая не летала, – совсем другие.

Доказывание размера убытков является очень непростой задачей в украинских реалиях, но серьезная подготовка к суду и доказательная база должны дать результат.

* * *

Эта статья — не о том, что карантин не нужно было вводить.

Мы не считаем, что карантинные меры и ограничения не надо было внедрять, и не агитируем пренебрегать рекомендациями по защите своего здоровья и здоровья тех, кто вас окружает и с кем вы коммуницируете.

Однако в правовом государстве решения об ограничении конституционных прав должны приниматься своевременно, взвешенно и обдуманно, быть соразмерными, обоснованными и вводиться надлежащим образом. За нарушение этих принципов государство должно нести ответственность, в том числе, — и финансовую.

Авторы: Олег Качмар, партнер ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры», Богдан Шабаровський, юрист ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры».

"The Page"

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee