Вопреки расхожему мнению о выгодном географическом положении, наша страна не может реализовать свой транзитный потенциал по ряду политических и экономических причин.

Sergey Vovk CTS

Несмотря на распространенное утверждение о том, что Украина чрезвычайно выгодно расположена с точки зрения развития транзитного потенциала, нашей стране необходимо будет приложить большое количество усилий для того, чтобы развить и использовать свои транзитные возможности.

Это в ходе выступления на Всеукраинском форуме "Украина 30. Международная политика" отметил директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк.

Он напомнил, что за последнее десятилетие только железная дорога потеряла более половины транзитного грузопотока. "Это не является хорошим трендом как с точки зрения развития экономики страны, так и поступлений компаний-монополистов. Железная дорога получала миллиардные прибыли на транзите. Это был такой же экспорт, как экспорт зерна или металлургической продукции и т. д. С этим нужно работать", - констатировал Вовк.

По его словам, перед руководством страны стоит два блока проблем. Первый наиболее очевиден и связан с внешнеполитическими вопросами. Одной из таких проблем является потеря Украиной основного транзитера в лице России.

"После того, как отношения между двумя странами зашли в ту ситуацию, в которой они находятся сейчас, грузопотоки существенно сократились. Хотя они начали сокращаться еще до того, как мы вступили в стадию острой конфронтации. Поскольку Россия сразу четко задекларировала уменьшение зависимости от Украины в транзитном направлении не только с точки зрения энергоносителей, но и в инфраструктуре", - отметил руководитель ЦТС.

Также, по словам Вовка, Украина имеет соперников, с которыми ей тяжело конкурировать с точки зрения инфраструктуры и простоты ведения бизнеса. Например - Таможенный Союз, обеспечивающий прямой транзит товаров по маршруту Китай-Европа, который работает в едином законодательном поле.

"Если мы говорим об Украине и о Транскаспийском маршруте - это два моря, разные таможни, разные правовые системы. Проще говоря, для того чтобы "оживить" это направление, нам нужно будет очень много работать", - констатировал он.

Второй блок проблем - внутреннеполитический. "Это проблемы, в первую очередь, тарифов и качества украинской транспортной системы. К сожалению, система определения тарифов, особенно на железной дороге, вызывает целый ряд вопросов - как с точки зрения прозрачности, так и с точки зрения объективности в сравнении с другими странами, которые являются нашими конкурентами", - рассказал Сергей Вовк.

Что касается качества инфраструктуры в Украине, оно, по словам директора ЦТС, до недавнего времени не соответствовало запросам современных компаний, заинтересованных в межгосударственном сотрудничестве.

"Нам необходимо решить, каким образом перестроить собственную инфраструктуру, расширить ее в каких-то направлениях, улучшить ее качество в наиболее узких "бутылочных горлышках" для того, чтобы скорость и стоимость транзитных услуг была приемлема для компаний, которые заинтересованы в развитии этого как бизнеса", - подчеркнул Вовк.

Источник — ЦТС

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee