До легализации игорного бизнеса в августе 2020 года, с 2009 года он существовал в теневом сегменте с нелегальным оборотом, как минимум, $1 млрд в год – т.е. порядка $11 млрд за период «запрета».

azartnye igry zakonodatelstvo

По неофициальным данным, во время запрета игорного бизнеса в Украине нелегально работало до 160 тыс. игровых компьютеров, до 5 тыс. залов игровых автоматов, до 2 тыс. пунктов приема ставок, около 300 подпольных казино.

Как показала практика 11 лет, запрет привел не к исчезновению, а к тенизации игорного бизнеса со всеми вытекающими последствиями:

- ноль доходов в бюджет;

- криминализация бизнеса;

- отсутствие государственного контроля, в т.ч. за возрастом игроков и лудоманами.

Именно легализация азартных игр, а не их запрет, является инструментом победы над нелегальным онлайн и оффлайн сегментом. 

 

 

Первые результаты легализации

 

Впервые за 12 лет бюджет начал наполняться деньгами от сферы азартных игр. По состоянию на сегодня госбюджет получил более 1,2 млрд грн за лицензии на ведение игорного бизнеса. Хотя, за чуть более чем год функционирования рынка азартных игр государство, на самом деле, получило более 30 млрд гривен. 

Эта сумма включает и поступления от упомянутых лицензионных платежей, а также все те средства, которые легальные организаторы азартных игр заплатили в виде налогов на прибыль, налогов за наемных работников, НДС, платежей, связанных с арендой помещений и т.д. 

Нужно также учесть, согласно действующему украинскому законодательству, игорный бизнес: 

• платит самые высокие в Европе лицензии ($1,7 млн на 5 лет);

• платит все налоги; 

• заплатил авансированный платеж на GGR (валовый игровой доход) в качестве тройной стоимости лицензии.

 

 

Что дальше

 

Как видим, сфера азартных игр генерирует значительные доходы в государственный бюджет. В то же время, у нее есть потенциал приносить государству гораздо больше.

Одним из сдерживающих факторов прихода в Украину западных компаний на этот рынок, и, соответственно, пополнения бюджета, на является неопределенность с налогообложением сумм выигрышей, а также тройная плата за лицензию на ведение игорного бизнеса. 15 июля 2021 года, депутаты проголосовали в первом чтении Законопроект №2713-д «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения доходов от деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей». Этим законопроектом снимается неопределенность по налогообложению доходов с азартных игр.

Модель налогообложения азартных игр, в случае окончательного принятия данного законопроекта, будет следующей (по аналогии с другими странами): лицензия плюс 10% от GGR (валовый игровой доход) с выигрышей более 60 тыс. грн для всех видов азартных игр плюс налог на прибыль.

Поэтому, я очень надеюсь, что в ближайшее время будет в целом принят законопроект 2713-д с соответствующими поправками и решена юридическая коллизия с назначением членов КРАИЛ (так, чтобы все оставалось в ведении Кабинета министров Украины). 

Эти шаги обеспечат понятные правила игры для зарубежных партнеров, которые не только будут инвестировать в украинский рынок азартных игр и создавать рабочие места, но и платить здесь налоги, а, следовательно – увеличивать доходы государственного бюджета.

 

Автор: Виктор Скрашевский, экономист

Источник: "Корреспондент"

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee