В связи с изменением курса гривны финмониторинг стал жестче.

PrivatBank

Во всем мире в связи с введением карантина стараются облегчить ситуацию для клиентов: ввести кредитные каникулы, уменьшить проценты по выплатам и т.д. Однако в Украине часто можно встретить нарекания на отечественные банки, которые не желают выдавать переводы в валюте, а то и попросту блокируют переводы от нерезидентов, ссылаясь на финмониторинг. Эксперты рассказали, что делать в таких случаях.

Счет заблокирован

Клиенты Приватбанка столкнулись с тем, что банк начал требовать с тех, кто получает валютные переводы из-за рубежа, подтверждение о происхождении средств: договоры, декларации о доходах и др. В случае непредоставления подтверждающих документов грозят заблокировать счет.

"На счет от нерезидента приходили крупные суммы в иностранной валюте, все было нормально. Но сейчас банк прислал сообщение, что необходимо предоставить документы для уточнения источника происхождения средств. В отделении банка отправляют в техподдержку. В техподдержке внятно ничего объяснить не могут. Проблема в том, что я официально нигде не работаю, никаких документов из перечня нет и не будет", – рассказал UBR.ua клиент банка Михаил.

Данная позиция государственного банка тем более странная, что Нацбанк ранее разрешил банкам предоставлять льготы клиентам и идти им навстречу в связи со сложной ситуацией, связанной с карантином. Но по словам клиента, Приватбанк, наоборот, вдруг ужесточил политику. В самом финучреждении назвали подобные блокировки законными.

"В рамках риск-ориентированного подхода банк может приостановить осуществление операции и спросить документы по переводам, содержащим признаки, предусмотренные предписаниями Постановления НБУ № 8 от 02.01.2019 и закона о "о предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения", – прокомментировали UBR.ua в пресс-службе Приватбанка.

Упала гривна, значит террорист

Как выяснилось, причиной требования в выдаче подтверждающих документов стало падение курса гривны. Так, суммы свыше 150 тыс. грн подлежат финансовому мониторингу, в рамках которого банк вправе затребовать подтверждающие документы. И если сумма перевода в $6 тыс. ранее не подпадала под финмониторинг, то падение гривны более чем на 15% сразу сделало перевод подозрительным в гривневом эквиваленте.

"Виной всему резкий рост курса валют. Если раньше суммы, которые заходили, были меньше 150 тысяч грн, то сейчас они стали больше. Соответственно, банк и принял такое решение. Поэтому выход из этой ситуации только один – смена банка и в дальнейшем контроль получаемых сумм", – считает клиент.

Формально банк всегда прав, если принимает решение о блокировке на основе финмониторинга. В этом случае перевод получатель не получит, а деньги, после того, как они определенное время "зависнут" на транзите, либо вернут отправителю, либо останутся на балансе банка. И суды, говорят эксперты, вряд ли что-то изменят, так как финучреждение формально руководствуется требованиями НБУ, а доказать субъективность их применения дело хлопотное и бесперспективное.

Не паниковать

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee