На минувшей неделе в СМИ появилась информация о том, что НБУ намерен запретить использовать счета физических лиц-предпринимателей и лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность, для личных нужд.

fip

Нацбанк опроверг эту информацию, заявив, что такой запрет уже давно существует, а проект изменений носит чисто технический (уточняющий) характер. Дискуссия касается предложенных Нацбанком изменений к Инструкции о порядке открытия и закрытия счетов клиентов банков и корреспондентских счетов банков – резидентов и нерезидентов.

Которая редакция Инструкции действующая сегодня?

Действующая редакция абзаца 2 пункта 14 Инструкции сформулирована так: «Запрещается использовать текущие счета физических лиц, открываемые для собственных нужд, для проведения операций, связанных с осуществлением предпринимательской и независимой профессиональной деятельности».

Второе предложение этого абзаца изложено таким образом: «По текущим счетам в национальной валюте физических лиц — резидентов осуществляются все виды расчетно-кассовых операций согласно условиям договора и требований законодательства Украины, которые не связаны с осуществлением предпринимательской и независимой профессиональной деятельности».

Какие дополнения к Инструкции предлагает Нацбанк?

Нацбанк предлагает дополнить пункт 14 Инструкции следующим абзацем: «Запрещается использовать текущие счета физических лиц-предпринимателей/физических лиц, осуществляющих независимую профессиональную деятельность для осуществления операций, связанных с собственными потребностями».

При чем, Нацбанк уверяет, что предлагаемое дополнение к Инструкции, которое запрещает ФЛП использовать средства с расчетного счета, который открыт для осуществления предпринимательской деятельности, для собственных нужд, уже давно существует, а потому такое нововведение будет иметь чисто технический (уточняющий) характер.

Что на самом деле запрещает действующая на сегодня Инструкция?

По нашему мнению, действующий абзац 2 пункта 14 Инструкции запрещает физическим лицам использовать свои текущие счета, открытые для собственных нужд, для осуществления предпринимательской деятельности и независимой профессиональной деятельности. Очевидно, цель действующего запрета – предоставления банкам инструментов (блокирование расчетов, право требовать подтверждающие документы) для противодействия «незарегистрированной» предпринимательской деятельности, из-за которой бюджет недополучает денежные средства.

Находим доказательства этого в судебной практике. Так, в одном из споров между клиентом и банком суд отметил, что «поскольку карточный счет открыт на имя физического лица, которое не осуществляет предпринимательской деятельности, а движение средств по счету позволяет прийти к выводу о нецелевом использование денежных средств, связанных с предпринимательской деятельностью, таким образом у ответчика были правовые основания для временного приостановления действия платежных карт, которыми пользуется истец, и предоставлено время для предоставления документов, подтверждающих происхождение средств, поступивших на счет, однако ответа с документальным подтверждением истец до настоящего времени банку не предоставила».

Однако действующая редакция Инструкции не запрещает ФЛП "vice versa" использовать средства с расчетного счета, который открыт для осуществления предпринимательской деятельности, для собственных нужд.

Такого же мнения придерживается Государственная налоговая служба: согласно информации из общедоступного информационно-справочного ресурса («ЗІР», категория 107.04) «После уплаты налогов и ФЛП – плательщик единого налога может использовать денежные средства с расчетного счета для собственных нужд. Физическое лицо–предприниматель имеет право свободно пользоваться средствами для собственных нужд с расчетного счета, который открыт для осуществления хозяйственной деятельности, при условии уплаты всех налогов, сборов и других платежей, предусмотренных действующим законодательством, от предпринимательской деятельности».

Указанный подход полностью согласуется с основополагающим принципом свободного распоряжения прибылью, что остается у предпринимателя после уплаты налогов, сборов и других платежей, предусмотренных законом, который изложен в статье 44 Хозяйственного кодекса Украины.

Поэтому, по нашему мнению, действующая редакция Инструкции не запрещает ФЛП использовать средства с расчетного счета, который открыт для осуществления предпринимательской деятельности, для собственных нужд. Соответственно, действующая Инструкция не предусматривает санкций за такие действия. Распространенная сегодня практика среди ФЛП – перечислять средства с предпринимательского на личный счет для дальнейшего использования их в персональных целях обусловлена никак не законодательным запретом.

Действительно дополнения Нацбанка несет лишь технический (уточняющий) характер?

В сообщении об опровержении Нацбанк отмечает, что предложение лишь уточняет существующий запрет, а нормы действующей Инструкции уже предусматривают, что физическое лицо, осуществляющее предпринимательскую/независимую профессиональную деятельность, должен открыть в банке отдельные счета для осуществления предпринимательской/независимой профессиональной деятельности и для собственных нужд.

По нашему мнению, дополнения Нацбанка на самом деле предлагает новый запрет, который действующая Инструкция не содержит. Да, действительно лицо должно открыть отдельный счет, если она осуществляет предпринимательскую деятельность, однако это не означает автоматически, что ей запрещено свободно распоряжаться заработанными в результате предпринимательской деятельности и аккумулированными на этом счете денежными средствами.

Далее НБУ указывает на то, что «уточнение» призвано разграничить средства, полученные в рамках предпринимательской деятельности, от собственных, в связи с тем, что Налоговый кодекс Украины обязывает банки направлять в налоговый орган сообщения об открытии/закрытии счета налогоплательщика – ФЛП (лица, осуществляющего независимую профессиональную деятельность). Однако это кажется манипуляцией, поскольку соответствующая обязанность банков предусмотрен статьей 69 Налогового кодекса Украины и пунктом 16 действующей Инструкции и никаким образом не связан с перечислением средств.

Более того, НБУ «позволяет» ФЛП после уплаты всех налогов и сборов перечислить средства с текущего счета, открытого для осуществления предпринимательской/независимой профессиональной деятельности, на текущий счет, открытый данному лицу для собственных нужд, и далее свободно их использовать. Какова экономическая суть/деловая цель этой транзакции? Почему ФЛП, который заработал деньги и желает использовать их для собственных нужд, должен осуществлять такую довольно странную и искусственную операцию? Не противоречит ли эта рекомендация НБУ принципам предпринимательской деятельности и конституционному праву свободно распоряжаться своей собственностью? Вопросы риторические.

Почему возникла такая ситуация и почему оправдывается НБУ?

Вариантов может быть несколько: сложная правовая природа статуса ФЛП, сложность администрирования банковских трансакций и принятия Кодекса Украины из процедур банкротства.

Во-первых, статус ФЛП — это юридический статус, который удостоверяет право лица на занятие предпринимательской деятельностью с целью достижения экономических и социальных результатов и получения прибыли. При этом, юридический статус «физическое лицо-предприниматель» сам по себе не влияет и никаким образом не ограничивает любые правомочия физического лица, вытекающие из его гражданской право — и дееспособности. ФЛП отвечает всем своим имуществом и имеет право свободно распоряжаться заработанными средствами, в том числе на личные нужды. Сложная правовая природа статуса физического лица-предпринимателя всегда вызывала много вопросов, в частности, мнение по этому поводу выразил в своем разъяснении Министерство юстиции Украины. Не исключено, что ситуация, которая возникла сейчас, вызвана также разным пониманием статуса ФЛП или же желанием малыми шагами отменить этот правовой институт.

Во-вторых, очевидно, такая ситуация вызвана стремлением НБУ четко администрировать и разграничивать расчеты ФЛП и физических лиц. Согласно Анализу регуляторного влияния предложенных изменений к Инструкции целью нововведений является, в частности, совершенствования порядка открытия и закрытия счетов клиентов банков. Однако, любое намерение усовершенствовать регулирование и администрирование должно согласовываться с принципами предпринимательской деятельности и конституционными гарантиями права собственности.

В-третьих, возможный ответ на вопрос о цели предлагаемых изменений кроется в преамбуле к проекту НБУ — адаптировать законодательство о банковские операции до новшеств, введенных Кодексом Украины из процедур банкротства, который разделяет процедуру банкротства физического лица и физического лица – предпринимателя.

Вопросов больше, чем ответов. Понятно, что предложенные НБУ изменения имеют конкретную цель, о которой регулятор то забыл указать, то ли умышленно не указал. Честный разговор с предпринимателями и объяснения истинных мотивов тех или иных изменений – один из факторов доверия к банковской системе и государству в целом. Наконец, поднят в контексте предлагаемых НБУ изменений вопрос является еще одним призывом к дискуссии более глубокого содержания – целесообразность существования категории физических лиц-предпринимателей, упрощенной системы налогообложения в их нынешнем формате.

Татьяна Бережная, советник ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»,

в соавторстве с Виктором Грабовским, юристом ЮФ «Василь Кисиль и Партнеры»

Источник: "PG".

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee