В среднем один одесский трамвай потребляет на 1 километр пробега более чем в полтора раза электроэнергии меньше, чем такой же трамвай в Киеве и Днепропетровске.

 tramway

Трамваи Одессы признаны самыми экономичными в Украине – в среднем один трамвайный вагон в нашем городе потребляет 2,11 кВт×часов электроэнергии на один километр пробега. В то же самое время, трамвай в Виннице потребляет на один километр пробега 3,04 кВт×часа, в Киеве – 3,53 кВт×часов, в Днепре – 3,66 кВт×часов, а в Запорожье – 4,16 кВт×часов. Об этом сообщила заместитель директора КП «Одесгорэлектротранс» на сегодняшнем аппаратном совещании в Одесской мэрии.

«На сегодняшний день такие низкие показатели являются практически недосягаемыми для электротранспортных предприятий Украины», – сказала Наталия Колисниченко и объяснила, что таких низких показателей энергопотребления Одесса достигла за счет того, что планомерно проводила модернизацию трамвайных вагонов с установкой современной системы управления тяговым электроприводом на основании мощных полупроводниковых приборов – тиристоров и транзисторов.

Заметим, что на сегодняшний день трамвайный парк Одессы насчитывает 204 трамвайных вагона. Из них 158 вагонов (77,5% от всего парка) имеют современную тиристорно-импульсную или транзисторную систему управления. Заметим, что первый вагон с электронной, а не реостатно-контакторной системой управления тяговым электроприводом появился в Одессе в 1999 году – это был трамвайный вагон Т6В5, выпущенный ООО «Татра-Юг». В начале 2000-х годов стартовал процесс модернизации трамвайных вагонов «Tatra T3SU» с установкой чешской системы управления тяговым электроприводом «TV Progress» чешской компании «Cegelec» – в рамках этой программы в Одессе модернизировали 112 трамвайных вагонов. Параллельно с модернизацией вагонов, Одесса также приобрела трамвайные вагоны К1 у компании «Татра-Юг». В этих вагонах используется украинская транзисторная система управления тяговым электроприводом КПТТ-2 Запорожского электроаппаратного завода. Также для Одессы были приобретены модернизированные трамваи «Tatra T3А» из Риги – на этих вагонах установлена тиристорно-импульсная система управления тяговым электроприводом венгерской компании «Ganz», а также «корытопольный» трамвай К1М с системой управления КПТТ-4. Силами КП «Одесгорэлектротранс» построено уже 22 трамвая «Каштан» и «Одиссей», которые также оборудованы транзисторной системой управления тяговыми электродвигателями и статическим преобразователем для питания бортовой низковольтной сети.

Заметим, что Киев, Запорожье и Днепр начали получать трамваи, оснащенные тиристорно-импульсной системой управления тяговым электроприводом еще в конце 1980-х годов – на 10 лет раньше, чем Одесса. Однако благодаря активной модернизации подвижного состава наш город достиг очень высоких показателей по энергоэффективности трамвайного хозяйства. Для примера, достаточно крупная трамвайная система города Львова получила первый трамвай с электронной, а не реостатно-контакторной системой управления тяговым электроприводом лишь в 2013 году – это был пятисекционный трамвай «Электрон». На данный момент во Львове 39 трамвайных вагонов оснащены тиристорно-импульсными и транзисторными системами управления тяговым электроприводом – это 30 трамваев «Tatra KT4DM» из Берлина, которые эксплуатируются с осень прошлого года, а также 9 новых трамваев «Электрон». Это всего 28% наличного парка – остальные 97 пассажирских трамвая Львова оборудованы реостатно-контакторной системой управления тяговым электроприводом.

Заметим, что в Днепре трамваи с электронной системой управления тяговым электроприводом составляют 52% всего трамвайного парка – 145 трамвайних вагонов. В основном это «бэушные» трамвайные вагоны, закупленные в Европе начиная с 2003 года. Еще 131 вагон – трамваи с реостатно-контакторной системой управления тяговым электроприводом.

В столице Украины Киеве трамваев с электронной системой управления тяговым электроприводом насчитывается 191 вагон из общего количества в 489 трамваев (39%).

Отметим, что энергопотребление трамвайных вагонов зависит еще от целого ряда факторов, в том числе – от рациональных режимов движения (их реализации можно добиться только на выделенном полотне) и рельефа города. Кроме того, важную роль играет также квалификация водителей.

Сообщает "Пассажирский транспорт".

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee