суши конвейерЯпония - удивительная страна, где легко уживаются совершенно противоположные вещи. С одной стороны - это провинциальная тишина с садами камней для уединения и медитации - с другой ультрасовременные экспрессы, несущие со скоростью в сотни километров в час огромные массы людей в города с бешеным деловым ритмом. Все это возможно из-за сильной рационализации японской культуры, в которой просто нет места ничему лишнему, касается ли это быта, кухни или, например архитектуры.

Отношение японцев к еде тоже очень рационально. Конечно же, любой современный человек, зайди речь о японской кухне, сразу же вспомнит о суши. Несмотря на то, что история суши уходит корнями глубоко в глубь веков - в конце двадцатого века это блюдо отлично адаптировалось и завоевало популярность далеко за пределами Японии. Однако время тоже продиктовало свое: XXI век - век фастфуд: на сам процесс принятия пищи у человека остается все меньше и меньше вре­мени. Если еще прикинуть во что обойдется содержа­ние помещения под ресторан в крупном городе, то мы получим проблему, с которой столкнулся владелец ма­ленького ресторанчика из города Осака Йошиаки Шираиши в начале пятидесятых годов. В помещении, где находился его ресторан, просто не оставалось места для передвижения официанта, к тому же присутствие хозяина зачастую требовалось на кухне и в зале од­новременно. С проблемой сталкиваются многие, а решение пришло в голову именно ему: однажды он оказался на пивоваренном заводе и увидел бутылки, перемещающиеся по узкому ленточному конвейеру: «А что если, вместо бутылочек на ленту поставить блюдца с суши?»

На адаптацию идеи конвейера к ресторанному биз­несу у Шираиши ушло пять лет, и в 1958 году на свет появился самый настоящий японский фастфуд. Кухня находилась в центре заведения и была окружена по периметру конвейером, по ко­торому непрерывным потоком движутся блюдца с суши и пиа­лы с супами. Клиенты распола­гаются вокруг конвейера, как у барной стойки и просто сни­мают понравившееся блюдо с конвейера, а повара, в свою очередь, пополняют конвейер новыми блюдами.

Практически сразу после появления на свет идея конвейера пользовалась невероятной популярностью - достаточно сказать, что за "пару лет" бизнес Шираиши вырос до целой империи в 240 ресторанов! Однако, этот успех оставался локальным, то есть чисто японским до 1970 года, когда ленточный конвейер «подавал» суши посетителям международной выставки Оsака World  Ехро, среди которых была масса бизнесменов: они-то и увезли эту идею с собой в Европу и Америку. В Англии ресторанчики подобного типа стали называться «кру­тящееся суши», а в Австралии - «суши-поезд».

В наши дни «конвейерные» суши бары пополнились многими дополнительными сервисами - это и кнопки вызова официанта, и сенсорные мониторы вместо меню и т. п. Но главное, пожалуй, то что все виды суши разделены в зависимости от цены на три-четыре груп­пы, что делает подсчет и для вас и для ресторана очень простым. Тарелки без каемочек - это самые простые блюда, с красной каемочкой - дороже и самые дорогие - с золотой. Пе­ред уходом надо вызвать офи­цианта, и он просто подсчитав количество ваших тарелочек, выпишет счет. Есть и более сложные системы, в которых как только вы снимаете тарелочку с ленты - вам в счет автоматичес­ки заносится соответствующая сумма, а рассчитываетесь вы уже непосредственно у выхода, назвав номер поса­дочного места. Неко­торые ресторанчики работают по принци­пу «любое суши за 100 иен. (9,50 грн)», есть и такие, которые призывают съесть столько, сколько сможешь по фикси­рованной цене. В настоящее вре­мя только в Японии «конвейерные суши» насчитывают более трех тысяч заведений с годовым оборотом бо­лее двух миллиардов долларов (240 млрд иен,  по данным на 2000 г.) Ресто­ранная империя самого Шираиши уменьшилась до 11 ресторанов, но все таки продолжает существовать в мире «корпоративных монстров» фаст фуд.

BPL

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee