Субъективные заметки о спектакле и не только Если есть на земле дьявол, то он не козлоногий рогач, а трехголовый дракон, и башки эти его – трусость, жадность и предательство. «Место встречи изменить нельзя»

Ошибался уважаемый Глеб Егорыч! Гораздо больше голов у того дракона – их рубишь, а

новые отрастают! Да и мало желающих рубить, любит народ драконов, потому и помнят с

умилением Ивана Грозного и Сталина и смеются над относительно «добрыми» Борисом

Годуновым, Павлом Первым и Георгием Маленковым. Что это – генетически заложенный

массовый мазохизм, рабская душонка, неверие в человеческую доброту правителя, трусость? В

романе Гончарова «Обломов» есть интересная сценка. Во дворе несколько слуг обсуждают

своих господ и с каким-то непонятным сладострастием хвастаются, как хозяева их бьют и

унижают. Именно ее я вспоминал во время спектакля «Дракон», показанного Николаевским

русским драматическим театром по сказке Евгения Шварца.

В отличие от киноверсии Марка Захарова режиссёр-постановщик – Николай Кравченко

главным героем спектакля сделал не Ланцелота, а Дракона. Рыцарь получился каким-то

бесцветным, неубедительным. Слабо верится, что такой рыцарь способен победить сильного и

умного Дракона, разве что с помощью какой-нибудь хитрой пращи. Пожалуй, это единственная

творческая неудача спектакля. А вот Дракон великолепен, ему веришь! Жители города даже не

пытаются с ним бороться, они исполняют его волю. Причем делают это искренне и с каким-то

непонятным энтузиазмом. Почему? За что? По логике «его много, а мы одни?» А может от того,

что так проще жить, «фюрер думает за нас»? Да и любят у нас сильных и жестоких и смеются

над слабыми и добрыми!

Помните, как у великого Салтыкова-Щедрина «Мы люди привышные!

— говорили одни, — мы претерпеть мoгим. Ежели нас теперь в кучу сложить и с четырех

концов запалить — мы и тогда противного слова не молвим! — Это что говорить! —

прибавляли другие, — нам терпеть можно! потому мы знаем, что у нас есть начальники!»

Горожане безропотно выполняют приказы Дракона, даже терпят боль, потому как верят и

доверяют его мудрому руководству. Классик еще похлеще писал «У нас нет середины: либо в

рыло, либо ручку пожалуйте». Причем чаще всего целуют именно ту руку, которой перед этим

Откуда в нас это? Память о крепостном рабстве или православное «правая-левая щека»?

Почему никто даже не пытается сопротивляться, восстать, избавиться? И ведь любят таких 

Драконов, даже обожают! И до сих пор любят! Так может дело не в Драконе, а в нас? В

Драконе внутри нас? И этого дракона победить труднее всего, тем более, что каждый, ставший

у власти, превращается в нового если не Дракона, так дракончика? Место портит человека? Или

зараза уже заложена в нас? Неужели Дракон непобедим? А может лучше заменить слово

«любить» на «убить»? Что-то вокруг нас мало Ланцелотов. В заключение хочется вспомнить

другого классика «Люди холопского звания - Сущие псы иногда: Чем тяжелей наказания, Тем

им милей господа». Так давайте убьем этого страшного звери о многих головах?

Леонид Кучеренко

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee