Когда беда нагрянет на страну,

мужчины умирают не одни.
Не женщины придумали войну,
Но, если надо, встанут и они.

Не женщины придумали войну

Ольга Резниченко

Чем дальше время уносит нас от событий Второй мировой войны, тем более, как это ни парадоксально, размытой и туманной становится ее картина, правда о ней, тем больше появляется лжи и непричастных к ней псевдогероев. И тем ценнее немногочисленные правдивые свидетельства, документы, воспоминания. И честные, искренние произведения о людях, выживших и погибших в те странные дни и годы. Мы должны знать и помнить не только и не столько даты и подробности как наших побед, так и поражений, но и понять, кто были войнами-победителями. Одним из таких подлинных, открытых и бескомпромиссных произведений и стала постановка театром-студией «Призвание» спектакля «Не покидай меня» по драматургической балладе белорусского драматурга Алексея Дударева.
Самое страшное в войне не то, что гибнут люди, а то, что часто гибнут невиновные, непричастные и мирные в сущности люди – мужчин не хватает, и в боевые действия вовлекаются старики, женщины и дети. Они не идут в штыковую атаку и не ложатся на пулеметы, но и у них есть свои, специфические задачи, в том числе и разведка. Но разведка – это не только умные проницательные глаза Штирлица и не только маршалы, внимательно склонившиеся над картой и изучающие донесения «следопытов». Эти донесения надо еще написать и, самое главное, донести, простите за жестокий каламбур. Именно эти, внешне мирные и безопасные для противника люди и выполняют эти задачи. Кого испугают бабуси, дети или юные девчата, «с удовольствием» готовые спеть перед доверчивыми немецкими солдатами враждебные и неприятные для себя немецкие песни и танцы? Но свою не всегда скромную лепту в победу над врагом внесли и они, часто рискуя своей жизнью и не боясь лишить жизни врага.
И этим «сука-война» ломает и калечит психику неготовых к этому людей. Далеко не всякий мужчина готов убить человека, что уж говорить о женщинах и детях? А на войне были дети-убийцы, женщины-убийцы. Предназначение женщины – дарить жизнь, выращивать и лелеять ее, а не лишать, не боясь потерять свою. Они превращаются в воинов, потеряв свою природную сущность, предназначение. И это уже непоправимо и неизлечимо никакими психиатрами и лекарствами. Но без этого нельзя победить, отстоять свою страну ради будущих детей, матерей, отцов. Именно об этом пьеса, представленная одесскому зрителю.
Перед режиссером Владимиром Питеровым стояла нелегкая задача – пьесу уже ставили несколько театров, в 2014 году был снят российский сериал. Пьесу пришлось значительно сократить, уменьшить количество сцен и персонажей. Но это никак не отразилось на общем содержании и восприятии спектакля зрителем. Сцена оформлена скупо, даже аскетична – всего пять действующих лиц и минимум декораций и антуража. И прекрасная лирическая песня. У каждого актера своя роль, свое лицо. Их невозможно перепутать, это не маски, а яркие живые судьбы.
Действие начинается стремительно - с секретным спецзаданием в разведроту прибывает гвардии капитан Петр Михасев (Михаил Бубер). Каково же его удивление и даже негодование, когда выясняется, что вместо рослых бойцов-суперменов задание должны выполнять … юные девушки, недавние школьницы. Он пытается отказаться, говоря, что для него это хуже штрафбата, но приказы начальства не обсуждаются. Сначала контакт с подчиненными не получается, капитан отдает казалось бы невыполнимые приказы – кросс на двадцать километров, переплывание реки, основы рукопашного боя и даже вокальные и танцевальные номера для предстоящего концерта перед захватчиками. Но постепенно мы видим, что «лед тронулся» и возникает взаимопонимание между бойцами и командиром. Он понимает, что пред им не просто бойцы, а личности со своими особенностями.
Командир «боевой единицы» замкнутая и молчаливая младший лейтенант Вероника Кремес (Фаина Мартынова), пережившая издевательства, унижения и смерть родной сестры от ук оккупантов и застенчивая скромная Ядвига Гурская б(Ирина Шинкаренко) выглядят антиподами веселой и жизнелюбивой Зины Батян (Анастасия Степанишина), разбитной и веселой хохотушки. Зина пытается изобразить из себя опытную женщину, знающую тонкости любви во всех ее проявлениях, она не боится смело пошутить над командиром и даже выпить стопку перед заданием. Пожалуй, это самая яркая роль спектакля, хотя все остальные актеры мало в чем ей уступают. Аля Ладысева (Татьяна Маковей) находит свою первую любовь прямо на фронте. И они идут на свое первое боевое задание.
Капитан спрашивает Зину, не страшно ли ей? Разумеется, страшно и должно быть страшно, жестко и жестоко говорит командир бойцу, как мужчина женщине, вернее, юной девушке. Им надо, раздевшись, переплыть холодную реку на другой берег. Он понимает, что не все останутся живы. И тут выясняется, что «видавшая виды женщина» на самом деле даже ни разу в жизни не целовалась и просит об этом командира, старшего товарища и просто мужчину поцеловать ее. И он целует.
Для некоторых из них этот бой оказался последним. В конце спектакля мы узнаем, что Герой Советского Союза гвардии капитан Петр Кузьмич Михасев умер в госпитале 22 августа 44 года, Вероника Кремис, Ядвига Гурская и Зинаида Батян похоронены в братской могиле возле деревни Савин Дуб. У Али Ладысевой в сорок пятом родился сын. После окончания спектакля зрители подходят к режиссеру и актерам, тихо их благодарят и молча расходятся. Хочется от имени всех зрителей поблагодарить участников спектакля за искреннее уважение к памяти погибших и к тем, кто выжил. Пусть никогда не повторится пиршество страшного Молоха безжалостной Войны. Я хочу закончить еще несколькими строками из песни Ольги Резниченко «Не женщины придумали войну», с которой я начал эту рецензию о прекрасном спектакле и о памяти народной.

Когда Победа радует страну,
Мужчины в дни Победы не одни!
Не женщины придумали войну,
Но празднуют Победу и они!

Леонид Кучеренко

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee