Для того, чтобы быстро развивать навыки и получить доступ к максимальной продуктивности, нужно ввести человека в особое потоковое состояние. Одним из способов погружения в Поток может быть искусство и конкретно бизнес-театр. Постановка корпоративного спектакля создает управляемый положительный стресс, будоражит участников, активизирует их интеллектуальные, эмоциональные и физиологические ресурсы. Об особенностях применения этой практики Mind уже писал ранее.

Теперь же предлагаем ознакомиться с конкретными кейсами: специалисты нескольких театральных направлений и компаний из различных отраслей бизнеса позволили нам заглянуть за кулисы творческого процесса. На примере реализованных ими проектов мы можем увидеть, какие «жанры» уже применяются, в чем их особенность и какие результаты они дают.



«Тренинг актерского мастерства»
Один из самых распространенных методов обучения персонала тем актерским навыкам, которые ежедневно нужны в работе сотрудников компаний

Программу можно проводить как в корпоративном, так и в «открытом» формате, когда в тренинге принимают участие люди из разных компаний. Длительность обучения тоже может варьироваться. Стартовый двухдневный тренинг позволяет ощутить «вкус» театра, провести «диагностику» каждого участника, прочувствовать зоны его развития и сделать первые шаги к изменениям.

Но нужно реально оценивать возможности краткосрочного курса. Актеры годами систематически работают, чтобы отточить умение осознанно влиять на эмоции людей. Идеальный вариант – это системная работа в несколько подходов, например три-четыре тренинга по два дня, между которыми должен быть перерыв для самостоятельной практики.

«Цель тренинга актерского мастерства – пробудить в человеке Творца. Самые страшные враги на этом пути – ограничения, зажимы и страхи, которые мы нарабатываем в течении жизни. Иногда бывает так, что у бизнесмена есть прекрасные идеи, но он не может донести их до окружения. Ему «не верят», за ним не идут, потому, что у него «слабый» голос, невнятная речь, зажатая жестикуляция. Когда мы целенаправленно прорабатываем «артистическую смелость», раскрываем секреты мускульного контроля, законы темпоритма, осваиваем техники взаимодействия с аудиторией, – человек забывает о штампах, начинает играть и получает совершенно другой качественный результат», – рассказывает Наталья Майорова, театральный режиссер, актриса и автор программы «Amatore», которая уже много лет проводит такие тренинги.

Результаты. Такая программа дает широкие возможности для активизации природного потенциала сотрудников и улучшения корпоративного климата. Презентации и переговоры участников становятся ярче и богаче. Ежедневная работа идет легче и приносит больше прибыли.

«Корпоративный театр»
Театральная постановка силами сотрудников под руководством профессионального театрального режиссера, которую компания осуществляет в честь какого-либо знаменательного события

Искусство достижений: как украинские компании используют театр для решения бизнес-задач

Корпоративный театр включает в себя широкий спектр возможностей усовершенствования навыков и работы в команде: выход из зоны комфорта, ответственность за результат, чувство сопричастности, гордость за свою компанию. Главное преимущество такого формата – проведение изменений через творчество. Это позволяет компании выстроить более лояльное отношение к новым идеям, а сотрудникам – поверить в свои силы.

«Все началось с того, что мы хотели отпраздновать корпоративный Новый год, отойдя от шаблонных форматов, и при этом провести его как командообразующее мероприятие, которое поможет мобилизовать все ресурсы сотрудников в период трансформационных изменений, – делится опытом создания такого театра Елена Ипатова, HR-директор компании «АГРОМАТ».

По ее словам, формат корпоративного театра стал для компании идеальным решением, позволившим достичь всех намеченных целей. «Интересна сама история создания спектакля. На наше внутреннее объявление откликнулось большое количество сотрудников, и сначала мы хотели провести кастинг. Но режиссер решил, что берем всех желающих и предложил поставить грузинскую комедию «Ханума». Пьеса полностью соответствовала корпоративной культуре нашей компании. Это был удачный выбор – 35 участников, яркие, характерные, разноплановые роли», – рассказывает Елена Ипатова.

Конечно, не все в компании понимали, зачем нужен театр. Некоторые активно сопротивлялись новой идее, возмущались, подшучивали, говорили о том, что «ничего не получится», «продавать надо, а вы тут со своим театром». Но это только говорило о том, что инновационная творческая команда все делает правильно, и укрепляло желание вывести компанию из привычной зоны комфорта.

«Всего за два месяца силами сотрудников под руководством талантливого режиссера Александра Матузко мы поставили спектакль на сцене настоящего театра. Это удивило всех, даже сотрудников театра. Весь зал, зрители, звукорежиссеры, работники театра аплодировали стоя! – делится впечатлениями HR-директор компании. – На спектакль мы пригласили родственников сотрудников в качестве зрителей. Были настоящие афиши, билеты, закулисье, гримерки… И конечно, потом, когда те, кто больше всего сопротивлялись, как зрители пришли на спектакль, увидели своих коллег на сцене под светом софитов, получили искреннее удовольствие от грандиозной постановки – все изменилось. Не только отношение к корпоративному театру, но и в целом к изменениям в компании. Конечно, нам очень помогли те ресурсы, которые есть в компании: в первую очередь – продюсер и идеолог проекта Ольга Тадай, творческие команды HR-департамента и департамента маркетинга».

В итоге организация подобных постановок стала для компании своеобразной традицией. 2018 год «АГРОМАТ» снова встречал в настоящем театре на сцене, но уже с новой сверхзадачей – комедией Уильяма Шекспира «12 ночь» на украинском языке.

Результаты: Участие в спектакле повлияло на людей не только в плане развития навыков публичного выступления. Они выросли как личности, осознав, что могут гораздо больше, чем думали о себе ранее. В компании начали меняться коммуникации. Многие вопросы стали решаться быстрее на горизонтальном уровне, так как люди лучше узнали друг друга, стали больше друг другу доверять. Очень значимо для бизнеса иметь группу людей, которая не «благодаря», а «вопреки всему» может делать глобальные вещи. И если внутри компании есть драйверы, которые готовы взять на себя ответственность, то такой проект можно сделать собственными силами.


«Театральный конкурс»
Театральный проект, который включает в себя несколько постановок, в которых команды и сотрудники соревнуются за звание «Лучшего»

Искусство достижений: как украинские компании используют театр для решения бизнес-задач

По отзывам специалистов театра и участников – это невероятно насыщенный и экстремальный формат. Тренинги и постановки осуществляются в течении двух-трех дней, команды играют спектакли на настоящей сцене с настоящими зрителями. У участников нет времени на репетиции, раздумья и колебания. Нужно действовать «здесь и сейчас», быть предельно вовлеченным, включать все личные ресурсы.

Сам метод родился в 2012 году благодаря запросу руководства компании Oil Group. Звучал он буквально так: «Нам необходимо проработать вовлеченность сотрудников в реализацию стратегии и ценностей компании, развить навыки презентации и снять страх публичного выступления у менеджеров. При этом нам не нужны тренинги, наши сотрудники их неоднократно проходили и выработали устойчивую компетенцию «участник тренинга». Мотивируйте персонал сразу использовать те знания, которые они получат. И пусть это будет театр. Отпразднуем День рождения компании юбилейным корпоративным спектаклем. Нужно сделать что-то стоящее и сильное в реальном времени!». Дополнительным жестким условием проекта стало отсутствие возможности часто собирать менеджеров со всех регионов Украины на репетиции.

В процессе мозговых штурмов проектной командой был создан инновационный метод, в котором удалось синтезировать тренинги, постановку спектакля и культурную программу.

Параллельно с созданием плана проекта велись поиски театральной сцены и режиссеров, которые смогли бы реализовать этот нестандартный формат. Неожиданно это оказалось очень непростым делом. В одних театрах не подходило пространство, в других не хотели слышать о творческом сотрудничестве, а просто предлагали скидки на билеты для коллективного похода на спектакль. Один режиссер ответил: «Сцену – берите, но я в этой авантюре принимать участие не буду». Другой горячо возражал: «За два дня мы из них актеров не сделаем!» и не хотел даже слушать о том, что у компании и цели такой нет.

Но в итоге повезло встретить талантливых, открытых к сотрудничеству и экспериментам профессионалов. Режиссеры-постановщики Олеся Гусар и Орест Борко тренировали менеджеров, участвовали в создании литературного материала, писали вместе с командой пьесы и ставили по ним спектакли, а актер Кирилл Никитенко помогал в жюри при подведении итогов конкурса.

Непосредственная реализация проекта проходила следующим образом: участников разделили на четыре команды, из которых выйти в финал должны были только две.

Первый этап проходил в течении одного месяца и состоял в обучении менеджеров навыкам презентации. Было поставлено два спектакля. Каждый спектакль играло две команды – по одному акту целостной постановки. Жюри по заранее выработанным критериям выбирало лучшую команду из каждой пары.

С менеджерами на двух площадках в пространстве одного театра параллельно работали два режиссера. Олеся Гусар совершенствовала «тела» участников, снимала зажимы и развивала осознанное владение мимикой и жестами. Орест Борко работал с речью, передавал секреты ораторского мастерства. Занятия в мини-группах чередовались с общей работой режиссеров на большой сцене. Вечером второго дня пришли первые зрители, которыми были сотрудники компании, друзья и родственники участников. И по результатам работы в тренингах для каждого менеджера была прописана индивидуальная программа развития.

Второй этап проекта – постановка юбилейного спектакля – была более насыщенной и энергоемкой. Если в первых двух постановках удалось обойтись минимальными декорациями, афишами, программами и легким реквизитом, то здесь уже включился весь театральный арсенал: в постановке были музыка, пение, танцевальные номера и масштабная видеосъемка.

Подготовительная закулисная работа включала множество задач. Насколько увеличилась длительность работы с «актерами»? Всего лишь на один день. За месяц до спектакля один организационный день по знакомству с идеей спектакля, раздаче ролей, читке и прогону танцевальных и вокальных номеров был приурочен к регулярному итоговому собранию месяца. Для «усиления эффекта» было организовано коллективное посещение театра менеджерами проекта. Им дали «спецзадание»: оценить работу профессиональных актеров с точки зрения их силы воздействия на аудиторию. Дальше менеджеры разъехались по регионам решать насущные вопросы и… учить роли.

Юбилейный спектакль, как и предыдущие, длилась два дня. Снова на двух площадках режиссеры колдовали над постановкой, тут же монтировались декорации, работали звукорежиссер со специалистом по свету и тут же носились операторы бэкстейджа. А вечером – спектакль для сотрудников, партнеров и клиентов компании, поздравления, фуршет, музыка и танцы.

Интересна была работа в этом проекте с литературным материалом. Исходя из условий (количество участников, гендерный состав, навыки, которые нужно было развивать, отсутствие репетиций), не представлялось возможным взять ни одну из известных пьес, поэтому бизнес-тренеры и режиссеры выступили в роли сценаристов. Для первых двух постановок был выбран формат мини-спектаклей, где в одном акте отыгрывалось 3-4 миниатюры, объединенные общим названием. А для финального спектакля был «переписан» сюжет известной рок-оперы, где генеральной линией стала история о корабле, который, двигаясь к цели, попадает в страшный шторм, и ему удается уцелеть только благодаря сплоченности команды и вере в победу.

Результаты. После окончания проекта менеджеры говорили следующее: «После того, как я выступил для 200 человек, я спокойно веду переговоры с группой людей и презентации». «Я не верил, что из маленьких кусочков, усилиями отдельных людей получилась целая картина. Удивительно, но невозможное возможно!». «Так, как после спектакля, мы еще никогда не обнимались, хотя до тренинга друг друга почти не знали, общались иногда только по телефону». «Это – как прыжок с парашютом. Уникальность в том, что летели мы два дня. Запаса адреналина хватит надолго».

На сайте Oil Group руководство компании констатирует: «В бизнес-театре каждый менеджер ощущает себя актером: испытывает стресс от работы на сцене для живого зрителя, открывает себя с новой стороны, преодолевает десятки барьеров и комплексов. Каждый учится быть настолько органичным и искренним, чтобы заставить публику поверить себе. Так вырабатываются ценнейшие навыки для менеджеров и закаляется командный дух».

«Плейбек-театр» (от англ. playback – воспроизведение, проигрывание)
Это форма театра импровизации, где зрители рассказывают истории, а актеры превращают их в художественное произведение на сцене

Искусство достижений: как украинские компании используют театр для решения бизнес-задач

Плейбек-театр подходит тем компаниям, которые открыты к экспериментам, кто понимает, что бизнес делают люди и что с их эмоциями нужно целенаправленно работать: повышать уровень пластичности, умение переключаться с одной роли на другую, развивать эмпатию, умение слушать без оценки и находить связующие нити с другими людьми.

В рамках развития сотрудничества этого жанра с бизнесом киевский плейбек-театр «Вне времени» пригласил в Украину Нину Гарбузову, художественного руководителя «Playback#01» из Москвы, которая раскрыла особенности его применения для корпоративного управления.

«Опираясь на опыт работы с такими компаниями как L'oreal, Avon, "Уралсиб", Video International и другими, могу сказать, что плейбек-театр подходит для работы с изменениями, развитием командного взаимодействия, внедрением модели компетенций, конфликтами, эффектами выгорания. Это отличный способ подвести итоги года, особенно, если он был непростым», – поясняет Нина Гарбузова.

По ее словам, плейбек, как и любой тренингово-консалтинговый проект, требует тщательной подготовки и супервизии. Ведущие специалисты проекта заранее оговаривают с клиентами темы, иногда даже отбирают истории, чтобы минимизировать риски. Для актеров, естественно, истории до представления остаются тайной, так как плейбек – это театр импровизации, но импровизация, как известно, должна быть хорошо подготовлена.

Результаты в работе с различными корпоративными задачами могут быть буквально следующими:

Работа с конфликтными ситуациями в компании. При помощи плейбек-театра можно создать поле для диалога, где будут услышаны все стороны конфликта. Участникам конфликта можно предложить рассказать «свою» версию ситуации. После чего этот искрящийся эмоциями контент переносится на нейтральную сцену, где актеры отыгрывают его, образно говоря, в 3D формате. Конфликтующие стороны могут посмотреть на ситуацию со стороны, через актеров отрегулировать эмоции и после этого в жизни перейти к конструктивному диалогу.

Управление изменениями. При проведении изменений, как правило, возникает сопротивления сотрудников. Плейбек дает возможность осознать, озвучить, проработать сопротивление, дать ему выход в безопасной форме. Если нужно собрать команду, которая будет вдохновлять и мотивировать сотрудников, отыгрываются истории тех людей, которые являются двигателями и «агентами изменений».

Подведение итогов года. Плейбек позволяет сотрудникам осознать, что у всех были одинаковые трудности и вдохновляющие моменты. Это объединяет команду, дает возможность высказать проблемы, снять напряжение, поделиться решениями, найти ресурс и вдохновить команду на будущие победы.

«Театрализованный квест»
Метод, находящийся на пересечении двух креативных форматов

Искусство достижений: как украинские компании используют театр для решения бизнес-задач

Квест как приключенческая игра объединяет участников вокруг общей цели, поднимает командный дух и дарит большое количество положительных эмоций. Если к решению головоломок и задач, требующих от игроков умственных усилий, добавить литературный сюжет, необычный контекст, профессиональную режиссуру и костюмированных персонажей, то диапазон воздействия на участников расширяется до бесконечности. Такое корпоративное мероприятие может быть событием, которое даст колоссальный ресурс для работы команды, как минимум, на год.

Эффект этого метода раскрывает Руслан Никоненко, театральный режиссер, актер, который создавал театрализованные квесты в колоритных городах Украины, замках, закрытых выставочных павильонах и гостиничных комплексах: «Начнем с того, что режиссер квеста – это человек, который наполняет физическую реальность и язык сухих цифр эмоциональными красками. Вместе с декораторами, костюмерами, актерами мы создаем пространство, в котором информация затрагивает не только ум человека, но и всю его сущность, образно говоря, она доходит «до сердца и почек». Это именно то состояние, которое нужно для изменений, добавляет режиссер.

По его словам, все люди рождаются с замечательным качеством: «первичность восприятия мира», то есть видят мир таким, как он есть. «Потом мы набираемся всякого «барахла» и добровольно замыкаемся в узком коридоре стереотипов. Когда участник попадает в замок или мир Стивена Кинга, привычные стереотипы ему не помогают, и он буквально вынужден вернуться в свое естественное человеческое состояние открытости и готовности к экспериментам», – объясняет суть происходящего Руслан Никоненко.

Результаты. Мир приобретает новые краски и появляется свобода. Добравшись до победного финала, игроки укрепляют веру в себя и свою команду. Парадокс такого рода тренингов заключается в том, что каждый участник получает возможность через «психофизику» освободиться от себя, чтобы потом к себе же и вернуться… но «к себе» новому.

Подытоживая все, сказанное выше, следует отметить, что вариабельность форматов использования театрального искусства для решения бизнес-задач безконечна, что помогает расширять диапазон выбора творческих элементов для развития бизнеса и создавать новые культурно-образовательные проекты.

mind.ua

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee