"ФронтМед" начал свою работу лишь осенью 2017 года, однако о нем уже хорошо знают в Киеве и регионах. Delo.UA узнало, что подтолкнуло ветеранов АТО заняться бизнесом по переработке меда


Ветераны АТО Максим Петрик и Вадим Давыдюк осенью 2017 года создали кооператив "ФронтМед". Он объединяет 40 семей участников АТО и занимается переработкой меда. 500 тыс. грн на старт бизнеса инвестировал социальный предприниматель Василий Миракин. Пока кооператив производит подарочные наборы из меда, однако уже в этом году они намерены расширять производство, в том числе изготовлять продукцию для больных диабетом. Максим Петрик рассказал Delo.UA, как ветераны пришли в бизнес и как планируют его развивать дальше.

От теории к практике
Мы вернулись домой из АТО осенью 2015 года. Почти сразу возникла идея делать свой бизнес, хотя до этого такого опыта у нас не было, вспоминает Максим Петрик. По образованию я медик, в АТО служил в санчасти. У моего партнера Вадима тоже не было опыта ведения бизнеса, поэтому летом 2017 года мы стали участниками школы апитерапии (лечение пчелами и продуктами пчеловодства) в поселке Антонины Хмельницкой области.

Школа проходила под патронатом посольства Польши в Украине с июля по сентябрь 2017 года. Три месяца мы изучали экономику, финансы, также проходили практические занятия на пасеках. Главное — во время школы мы составили бизнес-план нашего бизнеса. Выходит, что наш бизнес является детищем школы апитерапии. Всего же в результате обучения возникли два предприятия — "Медокрай" и "ФронтМед". Первое предприятие занимается производством меда, мы же ("ФронтМед") специализируемся на его переработке.

Наше предприятие организовано как кооператив. В него входит 40 семей участников АТО и беженцев из Донбасса. Наша главная цель — не зарабатывание денег, но обеспечение рабочими местами ветеранов АТО. Хотя, конечно, никто не отменял и главную задачу любого бизнеса — получение прибыли.

Для начала бизнеса нам было необходимо 500 тыс. грн. Однако участники кооператива этих денег не имели. Нам помог запуститься социальный предприниматель Василий Миракин, который вложил в "Фронтмед" 500 тыс. грн. Также он помог нам со специалистами — экономистами, юристами и врачами-диетологами.

В отличии от "Медокрая", мы занимаемся переработкой меда. Это в первую очередь разные виды меда — мед из разнотравья, мед гречневый, орехи с медом, сухофрукты с медом, травяные чаи.

Пока наша продукция продается только в виде подарочных наборов — "Праздничная встреча", "Сладкий вечер" и "Зимний уют". Ожидали, что самым популярным набором будет "Сладкий вечер", но чаще всего у нас заказывали набор "Праздничная встреча".

Недавно мы запустили продажу нашей продукции отдельно. Теперь мед, чай и другие продукты из меда можно заказать на нашем сайте. Цены на мед стартуют от 56 грн за 200 грамм. Также в продаже орехи и сухофрукты, залитые медом. Цены на них колеблются от 46 до 96 грн.

Со временем планируем расширять наш ассортимент как за счет новых подарочных наборов, так и за счет продукции с медом. Это продукты питания на медовой основе для спортсменов, а также вкусняшки для детей. Также мы планируем выпустить серию продуктов для больных диабетом, потому что мед — единственные сладости, которые им можно.

Планируем делать напитки и крема на основе меда, а также компоновать различные продукты — чеснок с медом, лук с медом, различные вытяжки. Сейчас наши диетологи работают над этими всеми нюансами.

Где производят
Сейчас наш главный цех по переработке меда находится в помещении Общественного Хаба Шепетовки. Был подписан меморандум между нами и владельцами хаба. Оттуда вынесли мебель и обеспечили стерильное пространство. Здесь создали первоначальную линию розлива. Но параллельно ищем, кто бы мог предоставить в аренду помещение, где будет организована профессиональная производственная линия.

Всего же у нас на производстве работает 14-15 человек. Это жены участников АТО и несколько ветеранов. У каждого есть свои обязанности — кто-то разливает мед, кто-то занимается реализацией, кто-то — управлением. За месяц мы производим 1500 подарочных наборов.

При этом надо учитывать, что наш бизнес является социальным. 10% от прибыли идет на обучение воинов АТО, их реабилитацию и на социализицию.

Чего не хватает
Поскольку у нас перерабатывающее предприятие, главная проблема для нас — где брать сырье. Медом нас обеспечивает "Медокрай", однако мы не ограничиваемся медом. Для нас также важно иметь надежных поставщиков орехов, сухофруктов, чаев. Пока у людей нет привычки заготавливать сухофрукты в больших количествах. Если заготавливают, то немного для себя. Люди еще не привыкли, что на этом можно зарабатывать, что это кто-то может купить.

Также нам не хватает тары для упаковки наборов. Однако это тот продукт, который могут делать представители нашего кооператива. Мы открыты для любых предложений.

Что дальше
В наши планы входит расширение бизнеса. Мы не планируем оставаться только в Шепетовке. К нам уже обращаются ветераны-участники АТО с Черниговщины и с Черкасчины. Однако мы пока не спешим расширяться, планируем улучшить работающую бизнес-модель. Поэтому в планах у нас создание проектного и совещательного департаментов, а также наблюдательного совета.

Также планируем расширять географию продаж. Сейчас о нас знают в Киеве и городах-миллионниках — Харькове, Днепре, Одессе. Продукция реализуется через Интернет — через собственный сайт и страничку в Facebook. Продукцию "Медокрая" можно уже купить на Привокзальном рынке во Львове. Со временем мы также планируем развивать продажи офлайн.

Также планируем продавать мед за границу. Для этого мы сейчас проходим сертификацию. Чтобы пройти сертификацию нужно приблизительно полгода.

Несмотря на это, нас уже знают в Германии — мы туда отправили несколько подарочных наборов. Немецкие бизнесмены были удивлены. Они сказали, что у них уже давно не производят таких вещей. Потому что, во-первых, мед у нас полностью натуральный. Кроме того, им понравился наш дизайн.

delo.ua

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee