Реформа таможни, которую намерено провести Министерство финансов, должна ликвидировать схемы незаконного ввоза товаров в Украину, говорят эксперты CASE Ukraine. Среди самых популярных схем называют контрабанду, прерванный транзит и ввоз товаров якобы гражданами для личного пользования.

Эксперты исследовательского центра CASE Ukraine составили перечень наиболее популярных схем "серого" и "черного" импорта товаров в Украину. Об этом рассказал Андрей Саварец, эксперт по правовым вопросам CASE Ukraine в ходе круглого стола "Реформа таможенной службы. Как реализовать радикальную институциональную реформу в 2017 году?".

Схема №1. Контрабанда

Незаконное перемещение товаров через таможенную границу вне таможенного контроля. Контрабандисты могут, во-первых, пересекать границу вне таможенного поста. Во-вторых, за определенную "плату" таможенник, контролер или представитель правоохранительных органов незаконно освобождают такого импортера от таможенного контроля и уплаты налогов.

Такая схема используется, в первую очередь, для крупных партий высоколиквидного товара, который можно быстро продать и замести следы.

Схема №2. Прерванный транзит

В данном случае импортный товар ввозится на территорию Украины как транзитный. Его получатель согласно документам находится также в другой стране (чаще всего в странах СНГ). Однако пределы Украины такой товар не покидает, несмотря на формально выполненную процедуру транзита.

Эта схема была популярна в девяностых года. Однако ею успешно пользуются и сейчас. "Эти схемы модернизируются в соответствии с изменением законодательной базы и продолжают успешно применяться и в 2017 году", — отмечает Саварец.

Схема №3. "Норма", "мурашки" или "пиджаки"

Речь идет о злоупотреблениях льготами для ввоза товаров гражданами, которые предоставляет законодательство. Законом установлен порог для беспошлинного ввоза в страну товаров гражданами. Каждый украинец для личного использования имеет право за один раз провезти через границу товаров на сумму 1 тыс. евро путешествуя самолетом и 500 евро — автомобилем. А также получить по почте товара на сумму не более 150 евро в одном отправлении.

Тем не менее, есть целые организации, которые используют эти нормы, чтобы дробить партии и ввозить товары без какого-либо налогообложения, говорит Саварец. А после перевоза этого товара через границу "муравьями", он снова собирается в одной фуре или развозится мелкими партиями по всей стране.

Наибольшую угрозу для бюджета страны составляют такие почтовые отправления и пересечение границы с товарами на автомобилях. Поскольку ввозить самолетами мелкие партии товара слишком дорого.

Схема №4. Занижение веса

Эта схема применяется уже при таможенном оформлении грузов для ввоза на территорию Украины. Она связана с недостоверным декларированием в описании груза, его количества или веса. То есть вес партии товара в документах специально занижается, чтобы соответственно уменьшить размер таможенных платежей.

Схема №5. "Пересорт"

Оформление с использованием подмены наименований в пределах одной товарной группы. Например, есть дорогие и дешевые стройматериалы. Поэтому среди партий дешевой продукции незаметно пытаются втиснуть дорогие позиции, чтобы заплатить импортную пошлину по минимуму.

Схема №6. Использование товаров "прикрытия"

Декларирование товара с более низкой налоговой нагрузкой, который, обычно, не требует разрешительных документов. К примеру, предприниматель заявляет, что ввозит керамическую плитку. Это тяжелый товар, но стоит он относительно немного. При этом ввозится в Украину совершенно другой товар. Также по документах якобы массово ввозятся в страну игральные карты, велосипедные шины.

Схема №7. "Площадка" или "модная фирма"

Речь идет о применении всех вышеупомянутых схем по занижению таможенных платежей путем создания подконтрольных фирм-импортеров, для которых руководство таможни устанавливает особые льготные "условия" оформления. Они могут работать не только в привычных центрах оформления грузов — Киеве, Одессе, Львове, но и других областях.

Напомним, Министерство финансов подготовило концепцию реформирования украинской таможни. Сейчас ведомство обсуждает с бизнесом, общественностью, депутатами и чиновниками детальный план действий по реформированию. Минфин, в частности, предлагает создать централизованную таможню, ликвидировав юрлица в областях. Так должно быть легче контролировать посты в регионах, ликвидировать влияние местных властей на региональные таможни, внедрить единые подходы к определению таможенной стоимости.

Тем не менее, народные депутаты профильного комитета Верховной Рады не поддерживают предложения Минфина, а настаивают на отделении таможни от Государственной фискальной службы и создании Национальной таможенной службы Украины.

delo.ua

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee