Украина завершила 2017 год с рядом любопытных трендов, которые остались незаслуженно проигнорированными. Так, из экспортера промышленного сырья и животноводческой продукции, страна трансформируется в аграрно-айтишную республику, которая, отказавшись от прежних экспортных позиций, тем не менее, унаследовала все свои же старые проблемы.

Как «лопнул» украинский металл? В 2017 году Украина впервые за годы независимости выпала из первой десятки стран мира по выплавке стали. Даже с учетом падения цен на металл, экспорт этой позиции остается ключевым для украинской экономики. На продукцию металлургического комплекса приходится 23% всего отечественного экспорта. Несмотря на все проблемы украинской металлургии, это все еще очень и очень много.



Но объемы экспорта в денежном выражении год от года продолжают падать. Это говорит о том, что в перспективе 5-10 лет статус украинской металлургии может окончательно просесть. Особенно учитывая тотальную незаинтересованность собственников крупнейших металлургических предприятий в проведении комплексной модернизации. Как, собственно, и полную апатию государства к судьбе этой отрасли.

Почему набирает обороты аграрный тренд? У прошлом году Украина продала аграрной продукции на $14,7 млрд. Это безапелляционное лидерство в структуре экспорта. Украинский АПК стал известен не только в Европе, но и в Индии и Египте, вошедших в тройку главных покупателей нашей продукции. Это безусловный шаг вперед. Но, как и раньше, резкий взлет и дальнейшие перспективы АПК не в состоянии перекрыть системных проблем украинского экспорта.

При всех стараниях и успехах $14,7 млрд экспортной выручки агросектора все еще уступают $15,3 млрд, которые Украина в 2012 году выручила только за продажу черных металлов. Приводить статистику развития отечественного машиностроения в лучшие годы бессмысленно, в силу практически полной капитуляции этой сферы в последние пять лет.

Фактически Украина решила отказаться от одного сырья в пользу другого, упрямо не желая развивать отрасли с высокой добавочной стоимостью. Но агротренд в Украине будет только набирать обороты. В нынешней социально-экономической ситуации эта сфера практически единственная, которая может при относительно невысоких затратах показывать стабильный рост.

Как Украина потеряла статус экспортера свинины? При всех успехах агросферы в целом, по итогам 2017 года в страну было ввезено мяса больше, чем продано за границу. Экспорт мяса свиней из Украины в денежном эквиваленте превысил его импорт на $560 000, а экспорт живых животных – на $150 000. В сравнении с 2016 годом сальдо внешней торговли свежей, охлажденной и мороженой свининой сократилось почти на 40%, а по товарной позиции «живые свиньи» – почти в пять раз.

Причин такой ситуации множество. Первая – потеря внутренней рентабельности. Для того, чтобы вырастить и продать свинину, необходимо затратить огромное количество ресурсов. Вторая – резкий рост внешней конкуренции. Третья – вспышки африканской чумы, которые преследовали украинских производителей в 2017 году. Итог – потеря экспортных объемов.

Почему это важно? Лишение Украины статуса экспортера свинины значимо по целому ряду причин, никак не связанных с животноводством. На протяжении десятилетий Украина воспринималась в мире как страна-производитель высококачественного мяса и сала. Фактически, речь шла о бренде нашей страны. Украинскую продукцию покупали в том числе и по этим чисто маркетинговым причинам. Теряя подобные экспортные позиции, Украина теряет и часть бренда, и деловую репутацию. И свинина – лишь последний пример смены экспортных акцентов.



Как украинский мед формирует новый бренд страны? Вместе с тем, 2017 год стал прорывным для украинского меда, экспорт которого вырос почти на 60%. Как показала практика, он пришелся очень по душе нашим торговым партнерам. Темпы прироста сумасшедшие: Бельгия – +3 997%, Канада – +594%, Испания – +443%, США – +214%, Дания – +147%, Франция – +83%. Украинские пасечники показывают, как в современных реалиях возможно реализовать далеко не самый тривиальный и простой бизнес, подавая пример другим отраслям. Фактически популяризация украинского меда в мире может стать частью нового бренда государства, как это работает со швейцарскими часами, бельгийским шоколадом или шотландским виски.

Насколько быстро растет экспорт IT-услуг? Ни один подобный анализ не может обойтись без оценки перспектив IT-сектора. Особенно учитывая, сколько лет уже критикуют Украину за то, что страна экспортирует не услуги, а специалистов, которые в итоге формируют добавочную стоимость другим государствам. Но, как показывает опыт последнего года, это далеко не всегда так.

Во-первых, за девять месяцев минувшего года украинский экспорт IT-услуг вырос на 17,5% и составил $1,97 млрд. Во-вторых, доля экспорта отрасли в общем экспорте услуг Украины составила 25%. В третьих, число занятых в IT-секторе увеличилось на 27%. Возвращаясь к теме национальных брендов, украинский айтишник мог бы стать «национальным образом» – ничем не хуже бразильского футболиста или немецкого инженера. Нужно только продолжать работать в этом направлении.

Тем временем в Кабмине… В конце 2017-го правительство одобрило экспортную стратегию Украины до 2021 года. Согласно документу, перспективными секторами экономики являются информационно-коммуникационные технологии (ИКТ), машиностроение, пищевая промышленность, техническое обслуживание и ремонт воздушных суден, машиностроение, авиационная промышленность и туризм.

Будет интересно понаблюдать за реализацией этой стратегии. Но пока приходится констатировать, что многие перспективные сферы в стране развиваются и без государственного участия. Зная особенности отечественной бюрократии, очень бы хотелось, чтобы так оставалось и дальше.

mind.ua

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee