До 1 апреля Дом клоунов (Ольгиевская, 23) по вечерам дает удивительные представления, и одним из знаковых стал спектакль «PantoMix» в исполнении Чабы Мехеша (Венгрия), обладателя Гран-При фестиваля «Комедиада-2017».
Между настоящим артистом и публикой разговорных барьеров быть не может — Чаба так выразителен, что может объясняться жестами, улыбкой и движением бровей или даже кончика невероятно гибкого пальца. В спектакле «PantoMix» зрители становятся участниками шоу, и не только те, кого вызывают на сцену для участия в пантомимах (с помощью выдернутых из первого ряда ребят были показаны сеанс гипноза, распиливание девушки фокусником и поездка в воображаемом автомобиле, причем клоун умудрился убедительно стукнуться лбом, садясь в машину). В финале Чаба дирижирует зрительскими аплодисментами, побуждая правую часть зала давать ритм, а левую – хлопать строго по команде «дирижера», облаченного в сюртук.





Поединок курицы и старушки (маркированной цветным платочком), желающей сварить бульон, взволновал весь зал, причем зрители были на стороне домашней птицы. Она и победила, а платочек украсил ее шею. Самые кровавые моменты происходили за ширмой, откуда появлялись то плотоядная бабуля, то жизнелюбивая несушка. Заманивая птичку в воображаемую кастрюлю, бабка жестами объясняла той, что там она сможет… поплавать, но эти сказки надо было утке рассказывать…
Чаба Мехеш – уникальный комик из Будапешта, играет спектакли по всей Европе, гастролировал в Новой Зеландии, Австралии, Мексике, Египте.Лауреат многочисленных наград: второй премии в номинации «United Slapstick Comedy Award» (международная награда в стиле Слэпстик) во Франкфурте, почетного титула «Лучший актер» на фестивале экспериментальных театров в Каире. «Лучший актер» II-го венгерского Фестиваля современного танца и эвритмии в Веспреме. «Лучший актер кабаре» 7-го Фестиваля комедии Thália в Будапеште. Обладатель Гран-При фестиваля «Комедиада-2017».
Театр, клоунада, пантомима и комедия – это не просто элементы, подразумевающие призвание артиста – это его жизнь. Он может виртузно работать с реквизитом, путаясь в проводах микрофона или плюясь шариками, но главное его мастерство и так при нем. Изображая посетителей Оперы, он только жестами показал и грудастую кокетку с биноклем, и подростка с жевательной резинкой, и занятую вязанием старушку (она еще потеряла и вновь обрела свою вставную челюсть), и многих других. А виртуозно зашив себе рот воображаемой иголкой (это происходит после путаницы с микрофоном, чтобы публика уж точно не ожидала текста), Чаба продемонстрировал высоты древнего мастерства, которым владели маски комедии дель арте.
Лики корифеев комедийного жанра смотрят со стен фойе, здесь развернулась выставка гравюр европейских и американских клоунов. Выставку привез на «Комедиаду» голландский коллекционер, редактор престижного журнала о мировой клоунаде и цирке «De piste» — Ян ван Вельдховен.Экспонаты показывают, что клоуны играли важную роль для общества на протяжении многих веков. В средневековье они выступали перед монархами, в деревнях и городах, позднее — в театрах и цирках. Одессе проще, у нее имеется свой Дом клоунов, где происходят самые веселые события, связанные с 1 апреля, Днем смеха, Днем дураков.
«Почему люди страдают? Потому что считают себя важными и серьезными, — говорит президент «Комедиады», народный артист Украины Георгий Делиев. – Глядя на клоунов, смеются: «Ах, какие дураки!». В комедии же и положительные, и отрицательные герои – дураки. И тогда жизнь становится прозрачной, ясной, и человек перестает важничать, считать себя умным, признает в себе дурака, и в этот момент приближается к мудрости».

dumskaya.net

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee