Вечер четвертый, завершающий. 14.06. «Средневековье встречается с джазом».

Все хорошее рано или поздно заканчивается – сказка свадьбой, а фестиваль – закрытием.Закончился и наш первый, дай Бог, не последний, Одесский фестиваль классической музыки.Радостно и грустно. Радостно от того, что мы несколько вечеров жили в мире настоящей Большой Музыки, а грустно от того, что мы с ней расстаемся. Надеюсь, что ненадолго, всего на год.

Хотя Одесса никогда не расставалась с музыкой с самого первого дня своего существования. Итак, вечер последний, как говорили в СССР, правда, по другому поводу, завершающий. И на десерт, как положено в каждом настоящем пире, в том числе и в «пире духа», у всех нас был очередной праздник. Праздник музыки разных эпох – от Средневековья до джаза. Хотя предлог «до» в данном случае не совсем подходит, ибо музыканты постарались доказать нам, что старинная музыка не стала устаревшей, а джаз был всегда.

Возможно даже и задолго до «мрачного» Средневековья. Я недаром применил кавычки. Не таким уж оно было и мрачным, судя по произведениям Боккаччо и Чосера и дошедшим до наших дней не очень приличным стихам бардов, менестрелей и прочих мейстерзингеров (это не фамилия одесского музыканта). Итак, как я уже отметил несколько выше, в последний день фестиваля нас познакомили сразу с двумя музыкальными культурами, тесно переплетенными между собой. И исполняли эти две разные музыки почти одни и те же музыканты.

Сначала блистательный эстонский скрипач Андрес Мустонен представил нам один из лучших в Северной Европе ансамбль «Hortus Musicus» («Музыкальный сад»), где Андрес сыграл сразу несколько ролей – дирижера, виртуозного скрипача и «садовника» этого «Сада наслаждений», как назвал свою гениальную картину до конца непонятый и сегодня Иероним Босх.

И как в этой картине, в концерте уникальных музыкантов соединились-спутались-перепутались немецкие, английские и французские мелодии. К сожалению, музыканты Средневековья и Ренессанса редко записывали ноты своих произведений, но кое-что сохранилось до наших дней. Кроме традиционных симфонических инструментов – скрипки, фортепиано, виолончели и тромбона – мы услышали игру необычных и даже экзотических ударных и духовых инструментов той эпохи. Завершило «средневековую» часть программы испанская музыка эпохи Реконкисты и гениального Клаудио Монтеверди. 

Во втором отделении все тот же неутомимый и неисчерпаемый Андрес Мустонен предстал перед нами в качестве руководителя уже совсем другого коллектива – ансамбля «Art Jazz Quartet», сыгравшего нам интересную джазовую интерпретацию произведений Баха. Гитара, контрабас, скрипка и ударные показали, что Бах так же современен, как и был в свою эпоху, и вполне «вписывается» в каноны джаза.

Потом вместе с Алексеем Ботвиновым он сыграли новый вариант Гольдберговских вариаций Иоганна-Себастьяна Баха и несколько вариаций из его других произведений. Трудно выделить кого-то из этого замечательного коллектива – они все были на уровне музыкальных гениев – и скрипка Андреаса, и виртуозные дроби и канонады ударника, и замечательный гитарист, заставивший вспомнить Роберта Фриппа, и контрабасист, и, безусловно, Алексей Ботвинов.

Чем он нас еще удивит в ближайшие годы после всех предыдущих невероятных проектов, с кем еще пересекутся его творческие планы, кто будет играть рядом с ним и вместе с ним – гладковыбритые индийские гуру с рагами и ситарами, совместное выступление волынок и трембит, белокурые арфистки в розовых одеждах – это все зависит лишь от фантазии Алексея, а она у него, мен кажется, просто не имеет границ. Хочется пожелать ему и дальше расширять творческие горизонты, как свои, так и мировой музыки. В добрый путь. Хочется верит, что таких фестивалей мы увидим еще много. Самое главное – не забывать, что «Show must go on»!

e-max.it: your social media marketing partner

Мнение эксперта

союз журналистов украины

coffee